Картотека театрализованных игр и этюдов. Нужно ли играть этюды и упражнения на гитаре? Игра – этюд «Угадай, что я делаю?»

Итак, теперь, после того, как ноты “первой” позиции, а так-же необходимые правила и термины вы выучили, можно приступить к самой интересной части обучения – игре “в несколько голосов”, а простым языком, к игре нескольких нот одновременно.

Это уже более высокий и более профессиональный уровень игры на гитаре. Хочу показать вам один пример, так используют эту технику профессионалы:

Конечно же, это слишком сложные произведения, поэтому мы начнём с более лёгких этюдов для начинающих:

Обязательно сыграйте два этих этюда, без них вам будет очень сложно понять как играть в “два голоса”.

Упражнение 32 – “Этюд No.1”

Итак, всё, что вам нужно делать – это играть по две ноты сразу, басовую и высокую одновременно. Разумеется, басы играем большим пальцем правой руки (p) , а вот высокие ноты нужно играть, чередуя указательный и средний пальцы (im) , точно так-же, как мы играли предыдущие упражнения. Конечно, вначале, это непросто, поэтому можно сначала играть высокие ноты лишь указательным пальцем правой руки (i) . Когда запомните ноты, добавьте средний (m) . Для тех, кто ещё не очень хорошо ориентируется в нотах – можно вначале проиграть басы отдельно, а запомнив их, добавить высокие ноты. Обратите внимание на аппликатуру левой руки. Старайтесь её придерживаться.

Важное примечание: До этого момента, при игре “апояндо”, пальцы правой руки “опирались” на соседние струны, после игры нот. Запомните, что при игре нескольких нот одновременно, впрочем, как и при игре перебором, пальцы свободно выходят из под струн, и не касаются соседних. Это важное правило, соблюдайте его, иначе играть будет очень сложно.

Посмотрите следующее видео, в нём показано, как правильно играть Этюд No.1:

А теперь новое упражнение. Это тоже этюд в классическом стиле:

Упражнение 33 – “Этюд No.2”

Здесь “двухголосие” чередуется с отдельными нотами. Басы играем (p) , высокие ноты (im) , хотя начать можно играя (i) , если тяжело. В четвёртом такте при игре нот Ре и Соль , лучше ставить мизинец и третий палец левой руки (как написано). Если пальцы дотягиваются с трудом, поставьте Ре – третий палец, Соль – второй палец.

Обратите внимание на обозначение “Let Ring— “. Это означает, что мы можем задерживать ноты, (в данном случае басы), то есть, не отпускать зажатую басовую ноту, пока очередь не дойдёт до следующего баса. Например, играя первые ноты этюда – До+Ми , задерживаем ноту До , и не отпуская её, играем следующую Ми .

Посмотрите следующее видео, в нём показано, как правильно играть Этюд No.2:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

КАРТОТЕКА ЭТЮДОВ

(театрализованная деятельность в ДОУ)

Подготовила:

воспитатель Нехорошева Е.Н.

2014г.

Картотека этюдов

Этюд «Покупка театрального билета»

Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского

происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах

и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд -это маленький

спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях,

ситуациях».

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что

необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто

продает билеты? (Кассир.)»

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на

столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок

садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда

пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь затем, как создается очередь? Это происходит, когда

кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди?

(Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем-увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все

сразу, а постепенно по 2-3 человека.

Этюд репетируется два-три раза.

Этюд «Утешение».

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку,

утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант

утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

Этюды - настроения

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Этюд "Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд "Баба Яга"

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама

уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась,

бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Этюд «Медвежата»

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли.

Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

Этюд "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл

его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Один дома"

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны

разные шорохи. Крошке-еноту

страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд "Лисичка подслушивает"

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

Этюд "Кот Васька"

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в

кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд "Соленый чай"

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо

сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно

стало у него во рту!

Этюд "Новая девочка"

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу,

на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей -

недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Этюд "В лесу"

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток -а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но

тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался:

теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа)

обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. На экране можно показать

изображения тех или иных эмоций. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.


Многие спрашиваю один и тот же вопрос:

На эту тему (что играть музыку или упражнения) музыканты постоянно спорят. У каждого есть свое мнение, так как каждый индивидуальность.
Ответ - музыку.

Я много думал об этом и рассуждал на эту тему. Пришел к такому выводу, что это делать необходимо, но это не цель. Цель играть музыку...

У вас не было такого момента когда вам говорили:

Ну что, вот ходишь ты уже год на гитару и сыграть ничего не можешь путного, а вон Санёк, сосед, никуда и ни к кому не ходит, вон уж и нирвану играет и риффы всякие, а ты все гаммы да этюды.

По поводу того что кто-то пришел и сказал сыграй что-нить... так всегда будет.. был такой пример и лично со мной, когда я ходил к своему преподавателю, а там сидел паренек, который не хотел принципиально учить ноты и играть упражнения (мой ровесник). На тот момент играл конечно перфектно (на мой взгляд), но тогда я еще не понимал как он играет, чисто, грязно, ровно или неровно... тогда он просто играл какое-то слишком популярные соло на то время (что-то из Deep Purple) и мне казалось что это верх мастерства.

-Круто, подумал я, и почему же я это не учу с моим преподавателем?

На самом деле когда он ушел, то мой педагог сказал мне, что такие люди привыкли играть "фишки". Они не работают над глубиной изучения инструмента. Не любят делать кропотливой работы. Как правило не оттачивают филигранность техники. И как правило они учатся вечно. Ну понятное дело, что мы все учимся вечно, ведь нет предела совершенству, но тут речь немного о другом. Имеется ввиду, что им нужно работать над звуком, над вибрато, ритмом и прочими музыкальными штучками. А так как они в это не углубляются, то им постоянно нужно это показывать и работать над этим. Если они не будут это специально отрабатывать на этюдах и упражнениях, то соответственно у них это и не будет получаться.

-Как же заниматься и чем, спросите вы? Да, это правильный вопрос!

Самое важное, когда ты хочешь начать заниматься профессионально гитарой, или скажем другим каким-то музыкальным инструментом, это
не сдаваться. Да, да, не сдаваться. Так как сначала не будет получаться ничего. Этот период занимает примерно год. Год это моя статистика. Так как я преподаю гитару не много не мало с 2001 года. За это время, поверьте, народа переучил достаточно много. И кое-какие наблюдения за своими учениками-студентами успел обнаружить. Например, то что руки начинают слушаться тогда, когда мы ими правильно занимаемся и ставим перед собой правильные цели и задачи.

По началу нужно делать разные упражнения для рук, точнее сказать для пальцев рук. Оттачивать переходы со струны на струну, работать над выносливостью руки, вибрато, подтяжки, свип, легато, теппинг и другие приемы, не будем перечислять их все, так как их предостаточно. Все это лучше делать на этюдах. Этюды это небольшие пьесы, направленные на отработку музыкальной техники исполнителя. Их нужно обязательно держать в своем арсенале. Желательно по больше, скажем 5-10.

Это очень важный элемент в игре на гитаре, так как если вы будете играть какую-то длинную пьесу, то просто не сможете доиграть ее до конца. Почему, потому что Вам просто не хватит выносливости. На пол пути нотного текста у вас начнут зажиматься руки от усталости. Хуже, если вы еще и играете не расслабленными руками. Тогда в двойне придет конец игры длинных пьес. Сначала научитесь расслабляться во время игры, потом сможете играть долгие пьесы шестнадцатыми, без остановки. По сути музыкантов называют "атлеты малых мышц". Все верно, думаю что Вы согласитесь со мной? Если человек что-то делает каждый день, то его организм начинает сначала сопротивляться, а потом привыкать к этому. Вскоре организм принимает это как должное. Например бег по 5-10 или более километров. Можно сравнить его со сквозным упражнением.

Это когда мы с Вами играем все ноты подряд в первой позиции. Например, первая струна 1-2-3-4 лады, потом 2-3-4-5, и так далее, затем спускаемся по такому же принципу. Думаю все поняли о чем идет речь. Так вот, это упражнение как раз мне сильно напоминает шести километровый бег. Так как если мы с Вами будем бежать кросс, каждый круг километр, то нам надо пробежать шесть кругов. Как мы будем это делать? Просто без остановки бежать все шесть кругов и все, так? Так же и в игре на гитаре. Нужно играть сквозное упражнение все шесть струн не делая ни малейших пауз, и играть в хорошем темпе. Ни так что вы играете, а сами смотрите телевизор, и не дай Бог программу "давай поженимся" , думая о том, что вот научусь играть и поеду на программу покорять сердца прекрасных дам, а сконцентрировать свое внимание на грифе.

Которая была озвучена в начале этой темы: какой-нибудь Санек попросит Вас сыграть ему что-нибудь... Ведь он-то металлику и всякие риффы играет, и хочет помериться силами с Вами. Он никуда не ходит, а вы ходите, да еще и деньги тратите, скажет он. И с одной стороны получается что по своему он прав.. ведь народу что нужно? Народу нужно что-то до боли знакомое сыграть и мелодичное, иногда конечно и быстрое..

Вы же не будете играть на на дне рождении или просто так, какой-нибудь сюрприз для Вашей девушки: "этюд соль бемоль фажор диез")) Это как-то совсем не то. Да и ваша девушка будет себя неловко чувствовать от того, что она просто не понимает того, что вы ей играете. Она ведь просто не поймет Ваших гамм и упражнений. Красивое улыбающееся лицо с ярко накрашенными ресницами, ей придется все равно строить в этот момент для вас. Делать милый и одновременно заинтересованный взгляд в том, что вы там делаете. Хотя с другой стороны если между Вами любовь, то все чтобы вы для нее не делали, ей будет приятно. Ведь вы же делаете это только для нее!

Это получается так же, как если бы вы стали ходить в спорт зал и после месяца, ну пускай даже двух, захотели похвастаться перед своей любимой "мышцами" Оделись бы такие в маечку, намазали себя гримом для спортсменов бодибилдинга. Вы выходите из--за двери и вуаля, что она видит? Понятное дело что за месяц-два, она увидит накрашенного коричневым цветом незнакомца в белой майке и больше ничего. Да вы и сами не будете показываться ей таким, хотя... кто Вас знает, ваши игры;)

Ну это так, небольшое отступление...

Поэтому для хорошего звука должно пройти определенное время, за которое вы сможете поставить себе звук и технику.

Но если играть не качественным звуком и в добавок к этому еще и не ровно, то Вам в конце концов просто подойдут и скажут:

Не переживай, научишься еще!
А это согласитесь не особо яркий комплимент:)

Тут же нужно что-то более музыкальное.

Да и народу оно вовсе не понравиться. Мы в основном привыкли слушать либо что-то популярное, либо что-то мелодическое.. Если для народа играть быстрый этюд. Даже если вы и хорошо его исполните: сделаете в нем динамику, крещендо, диминуэндо, то вряд ли это смогут оценить те люди, которые будут на Вашем торжестве. Те кто будет лицом в салате точно не смогут это сделать..

По сути так то оно так, теперь другой момент. Смотрите, когда человек, хочет начать заниматься чем-то серьезно, а не поверхностно, то что он делает? Начинает с самых азов.. вообще с азов. Например взять танцоров бальных танцев. Эта тема мне близка, так как мой старший сын как раз занимается бальными танцами. И я вижу через что ему уже пришлось пройти, чтобы добиться успехов в этом потрясающем красивом искусстве. Просто маленьких детей гораздо проще учить почему, потому что они принимают все что им говоришь. Они не спрашивают тебя:
-А зачем мне нужно играть эту гамму?
-А что мне даст это упражнение?
-А когда я буду играть быстрые пассажи? и т.д.

Дети они и есть дети. Это их большой плюс в обучении. Они впитывают все как губка. К сожалению бывает впитывают и плохое тоже, но что поделать.
Смотрите какой огромный плюс в этом:

Можно прокачать за год или два года пальцы, отточить технику до хорошего результата. Проработать над теоретическими моментами, такими как интервалы, трезвучия, септаккорды, гаммы, пентатоники да много всего. И после этого у ученика (уже неважно большого или маленького) появляется культура звука. Тут он уже сам может определить кто как играет и как ему играть.. Уже есть фундамент, на который он может твердо опереться и развиваться дальше.

Много лет спустя ко мне пришел тот самый студент,

о котором я писал вначале, который играл Deep Purple. Мы это выяснили слово за словом. Что получается? Получается то, что изначально мой педагог давал мне базу, которая казалась мне неимоверно скучной на тот момент. Но самое интересное, что по прошествии нескольких лет благодаря этим скучным на первый взгляд гаммам и упражнениям, гитара стала частью меня. Я стал понимать как нужно играть, как нужно сочинять, импровизировать, каким должен быть звук..

Многие ребята не понимают важность упражнений и этюдов. Подавай им все и сразу. А иногда прям интересно получается. Особенно когда приходит кто-то заниматься в первый раз. Ставят такую задачу: Хочу играть круто! При этом говорят следующее:

Гаммы мне не надо, упражнения очень скучно и я их просто не буду играть, переменным штрихом не играю, играю своим штрихом, переучиваться долго и времени на это нет. Хочу играть просто рок!

Иногда так и хочется сказать, а как вы себе это представляете? Ведь по сути если вы пришли, ну к примеру в каратэ (когда-то я ходил туда, целых пять лет. Даже доски разбивал кулаком. Как я это делал, не понимаю сейчас.) и скажите:
-Дайте-ка мне разбить у вас что-нибудь, например доску или кирпич, отжимания на кулаках меня не интересует. Да и ваш бег по кругу мне тоже не интересен. Дайте мне просто пару приемов и все...

А ведь в свое время и я был таким же. Я просил играть самые сложные пьесы у своего преподавателя. Он тогда мне говорил:
-Коля, ты сейчас себе "все кулаки разобьешь" об эту пьесу. Какой смысл тебе ее играть сейчас? ведь сегодня ты просто не готов к ней. Подожди годика два три. Поработаем над звуком, ритмом и тогда она зазвучит у тебя как полагается! Тогда мне было не очень понятно все это. Сейчас как раз я оказываюсь в такой же ситуации и все прекрасно понимаю, что всему свое время. Нужна подготовка к сложным композициям, иначе она просто будет исполнена плохо.

Мой преподаватель тогда был прав на все 100%. Так как они смотрят на музыку иначе. Хотят слышать ее из наших рук идеально. Чтобы композиция звучала красиво, ровно и динамично. Поэтому по началу и нужно отрабатывать звук, ритм, технику игры на гитаре. И только тогда вы сможете поразить всех своих близких игрой не просто как молодой человек, сын, муж, отец или дед, а как настоящий профессионал. И подобных комплиментов, типо не переживай... уже Вам никто не сможет сказать, а только пожмут руку и спросят:
-где вы так учились играть?

Поэтому сделаем вывод из всего выше перечисленного:
Играть этюды и упражнения просто необходимо для того, чтобы у вас был рост в звуке и технике. Но стоит заметить так же то, что не нужно зацикливаться только на одних этюдах и упражнениях. Так как сама музыка это не упражнение и не этюд, это музыка. И ей тоже нужно заниматься. А так как у Вас уже будет опыт игры различного рода упражнений и этюдов, то сыграть вы сможете уже гораздо больше музыкальных произведений. Так что когда Вас попросят сыграть что-то, то вы с легкостью это продемонстрируете!

Не отчаивайтесь тому, что вы играете пока только этюды и упражнения.

Ведь это так или иначе, основа вашего музыкального роста. Поверьте, всему свое время.

Ведь когда мы играем этюды и упражнения, то мы работаем над собой. Именно работаем, а не развлекаемся сидя около YouTube в поисках интересного и простого риффа. Теперь мы можем создать его сами и научить Санька играть как Вы, так как теперь мы знаем из чего состоит звук, как его правильно исполнить. А Санек так и будет спрашивать как вы этого добились. Он же не занимается серьезно, зачем ему знать интервалы, трезвучия, гаммы, пентатоники, септаккорды и другую музыкальную гитарную теорию. Он же играет в группе панк-рок. А самое главное у него длинные волосы))

К сожалению такие люди на все смотрят поверхностно и не углубляются в суть. Как правило не занимаются с музыкальным педагогом. А так как у него его просто нет, то ему никто не сможет дать хорошего пендаля и подсказать путь развития. А если никто не покажет, то и "дорогу" одному не найти.

Многим из нас очень сильно нужен пинок под одно место.

Порой его просто не хватает. Иногда мне так и хочется чтоб мне кто-то позвонил и сказал: ты занимался сегодня? Давай-ка возьми инструмент, хватит сидеть у компа, и иди занимайся!

Детей лучше всего учить не этюдам, а простым мелодиям. Мыслить образами.

Когда дети в 6 лет приходят в Муз. школу, то их учат сидеть, а потом они начинают учить легкую одноголосную мелодию. Я ее помню "На зеленом лугу". Потом песенку про зайчика. Надо было петь и играть. Все на трех нотках - попевки. Но педагог четко ориентировал, что играть надо "как зайчик скачет", а не как "слон топает"! Ребенок понимает, что надо в музыке образ отразить - "зайчика" или веселого "пастушка" с дудочкой, или елочку, которой холодно зимой мышонка))) Потом, через полгода начинается первое упражнение - гамма. Для тренировки рук.
Это второстепенное занятие, скорее дополнительное. Основные занятия были - разучивание пьес от простых к более сложным.
Это есть фортепианная классическая школа, которая подарила огромное кол-во звезд мировой сцены (Рихтер, Мацуев и т.д.)

Делайте выводы как и чем заниматься чтобы стать музыкантом.

По уровню ученика, постепенно усложняя задачи (хорошо если педагог владеет методикой, а не просто свой чувак).
Играя музыку (например партию Би Би Кинга), простые блюзы гитарист (имеется ввиду рок-гитарист) сразу работает над всеми аспектами художественного образа, фразировкой, интонацией, ритмом. Его мысль в данном случае работает над созданием музыкальной картины. И пальцы тренируются параллельно, выполняя, поставленную головой, задачу.

Многие идут по другому пути. Они сначала начинают тренировать руки. Думая, что вот "натренируюсь на упражнениях и потом (когда буду готов) музыку начну играть". Такой подход чреват тем, что все превращаются в спортивные занятия. А так как тренировать руки можно до бесконечности (будет всегда казаться, что еще мало чего умею), то многие до музыки так и не доходят. Попроси этого человека сыграть простую песню, с вступлением, развитием, кульминацией, (то есть с пониманием формы), он в лучшем случае будет гонять вверх-вниз скоростные гаммы. Так как чему уделял время то и получил.))) Кто уделяет время музыке, тот музыку и получает. А кто тренирует пальцы, тот тренированные пальцы и получает. Только куда их применить не знает. Получается такой "всадник без головы"))))
Конечно, без упражнений и технических этюдов обучение не происходит. Упражнения никто не отменял. Но они не становятся главным приоритетом и центром вселенной.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: Главное - играть музыку, а остальное решать Вам...

Пример этюда для электрогитары:

Мимические и пантомимические игры этюды

Этюд «Под дождиком»

Учить имитировать простейшие движения.

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.

Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги(разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.

Этюд « Капельки»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.

Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

Этюд «Ежи».

Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.

Учить имитировать движения, характерные для ежа.

Воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.

Ход этюда.

Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.

Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Этюд «Идем по лесу»

Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.

Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.

Ход этюда.

Идем по густому лесу

(дети выпрямляются, идут осторожно).

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).

Надо перешагнуть через поваленное дерево

(высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),

Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).

Этюд «Летящие листья»

Цели:- уточнять представления об осени.

Учить имитировать движения, подражая действиям педагога.

Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

Обогащать двигательный опыт детей.

Оборудование: осенние листочки.

Ход этюда.

Последний листок (ребенок берет один листок),

Унеси меня в лесок

(держит его перед собой двумя руками).

Ветер дунул(дует на листок и бежит,

Держат листок перед собой)-

Я лечу, лечу, лечу…

Этюд «Дождь идет»

Развивать умение отвечать на вопросы.

Развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.

Развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.

Развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.

Ход дождя.

Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.

Дети рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.

Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему, почему все животные и насекомые поместились под грибком.

Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.

Этюд «Радость и грусть»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.

Ход этюда.

Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

Этюд «Кто как ходит»

Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.

Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.

Учить детей дружно играть всем вместе.

Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.

Ход этюда.

Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.

В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.

Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.

Этюд «Айболит в пути»

Развивать эмоциональность и выразительность движений.

Ход этюда.

Педагог просит детей изобразить деревья (дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).

Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»

Цели:- развивать у детей образные представления.

Развивать выразительность и эмоциональность движений.

Воспитывать у детей смелость.

Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.

Ход этюда.

Педагог (ребенок)надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.

Этюд «На рыбалке»

Цели:- развивать у детей образные представления.

Учить имитировать движения.

Познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение, разочарование).

Ход этюда.

Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.

Этюд «Земляничка растет»

Цели :- развивать у детей образные представления.

Учить имитировать движения в соответствии с картинками.

Закреплять представления детей о растениях.

Развивать выразительность движений.

Учить детей играть дружно.

Оборудование : набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Ход этюда.

Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток(дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает(ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).

Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».

Этюд «Хорошая - плохая погода»

Цели:- развивать у детей творческое воображение.

Познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».

Ход этюда.

Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).

Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.

Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.

Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: