Дидактическая игра по триз в подготовительной группе. Картотека игр по триз. «Что умеет делать»

Игры для занятий ТРИЗ с детьми

Картотека игр по ТРИЗ

Составила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2 .Настольная лампа

Хорошо, что красивая.

Плохо – неустойчивая.

Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

Плохо – легко может разбиться.

Удобно, потому что можно ставить на стол.

Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.

Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается

Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)

Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Материал:

Ход игры.

Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют.

Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.

Игра «Маленькие человечки»

Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трёх и более.

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним.

Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.

На следующем этапе игру можно усложнить. Например:

Волк/злой/ - бабушка/добрая/.

Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/

Игра «Творческая ошибка»

Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию детей.

Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» - велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Материал: модели поезда и вагончиков.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд)

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

Все книги

Все спички

Все ручки

Все ластики и т. д

Игра «Бином фантазии»

Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать.

Ход игры.

1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы (предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»), переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги, ходить можно не только на ногах, но и на руках»

2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором, между воспитателем и учителем.

3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» - «То и другое плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»

Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д

Игра «Что в чём»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход.

Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

Листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

Экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Один - много»

Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Материал: разные предметы.

Ход.

Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?

Дети: Одна расчёска.

Воспитатель: Чего в расчёске много?

Дети: много зубчиков.

Аналогично:

Коробка

Книга

Стол

Цветок

Дерево

Морковь…

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

Если исчезнут все взрослые?

Если на планете исчезнет вода?

Если на планете исчезнут леса?

Если к нам пришёл крокодил?

Если к нам пришёл слон?

Игра «Придумай по схеме сказку»

Цель: Учить детей по схеме сочинять сказку, развивать логическое мышление, речь, фантазию.

Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.

Ход.

Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов и предлагает детям придумать и рассказать сказку.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)

Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.

Ход.

Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.

Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход.

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

Лошадь (жеребёнок)

Шкаф (доска)

Хлеб (мука)

Дуб (жёлудь)

Лягушка (головастик)

Бабочка (гусеница)

Рубашка (ткань)

Рыба (икринка).

Игра «Бином фантазии»

Цель : в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход.

Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же.

Вопросы: Кто был?

Где находился?

Что сделал?

Что сказал?

Что сказали люди?

Чем кончилось?

В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.

Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв. Можно опять использовать карточки с предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем слова только на этот звук.

«Д» - дым, дырка, душ, диван, дача…

«О» - ослик, окно, огонь, оса…

«М» - мыло, мяч, магазин, мишка, маска…

Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение может быть опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить.

«Д» - подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.

«О» - подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» - огромный, облитый, обжигающий…

«М» - слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…

Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.

Игра «Треугольники»

Цель : учить детей моделировать состояние вещества и его переходы с помощью треугольной формы и её символики.

Ход

У детей треугольники с символикой, обозначающие частички твёрдого вещества, жидкого вещества и газообразного. Они моделируют с помощью треугольников состояние вещества, например: лужа и переход из жидкого состояния в твёрдое (лёд), а затем газообразное состояние (пар)

Игра «Теремок»

Цель : развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

Кто в теремочке живёт?

Я, пирамидка. А ты кто?

А я - кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

Игра «Маша – растеряша»

Цель : тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

Правила игры:

Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:

Ой!

Что с тобой?

Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.

Игра «Красная шапочка»

Цель : развивать детское воображение.

Правила игры : Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке. И придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки. Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:

Бабушка, а почему ты такая прозрачная?

Чтобы видеть много ли я съела.

И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.

Игра «Да – нет»

Цель : развивать мышление, память, умение фантазировать.

Ход

Воспитатель загадывает животное.

Дети задают вопросы:

Оно большое? (да)

Оно прыгает? (да)

У него есть копыта? (нет)

У него длинные уши? (да)

У него короткий хвост? (да)

Это заяц? (да).


Елена Подкорытова
Отчёт о проделанной работе по освоению и внедрению во второй младшей группе ТРИЗ технологий

Отчёт по развитию во второй младшей группе

ТРИЗ технологий .

Цель ТРИЗ

– не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Для формирования и развития творческих способностей детей на группе есть :

Оформлен уголок «Почемучки» , сделаны схемы признаков, волшебники ТФ, гномики органов чувств, схемы эмоций, круги луллия, подзорные трубы для выделения объектов на картине, волшебные очки для выделения объектов по признакам, таблицы по описанию объекта.

Наглядные пособия :

Картинки для составления логических рассказов, беседы по картинкам (чувства, эмоции) «Я развиваюсь» , рабочая тетрадь «Ознакомление с признаками» , карточки «Играем с признаком» .

Словесные игры :

Дидактические игры по формированию системного мышления, игры – ТРИЗ плюс экология , игры для работы с картиной , игры для обучения детей приёмам фантазирования.

Игровые занятия по ТРИЗ :

«Удивительный мир картинок» , конспекты занятий с ТРИЗ , занятия с ТРИЗ в детском саду ГИН С. И.

Настольные игры :

«Что сначала, что потом» , «Неразлучные друзья» , «Что, откуда, почему» , «Хочу всё знать» , «Найди пару» , «Угадай по тени» , «Логический поезд» , «На одну загадку, четыре отгадки» , «Волшебные кармашки» , «Волшебные домики признаков» .

Методическая литература :

«Познаём и фантазируем с кругами луллия» (технология триз ) Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх, «Учим дошкольников думать» А. М. Щетинина, «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук.

За время внедрения и применения ТРИЗ технологии , дети научились выделять у объектов признаки, воспринимают и узнают схематическое изображение имён признаков, учатся сравнивать объект, с признаком другого объекта. У детей формируются основы системного мышления, которые позволяют дать ребёнку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Дети учатся при помощи модели (какой – что такое же; что делает _ что делает также) составлять загадки. Для рассматривания картин дети используют подзорную трубу для нахождения объектов, дети объединяют объекты, при помощи волшебника (Объединяй, при помощи волшебных очков учатся выделять объекты по признакам форма и цвет. Для вхождения в картину мы используем гномиков (слушаю, нюхаю, трогаю, ощущаю, смотрю, но для детей ещё пока сложно усвоить действия с гномиками. Читаем и моделируем сказки, пробуем решать проблемные ситуации героев сказок. Дети с помощью воспитателя научились анализировать и зарисовывать стихи в схематичном порядке и потом заучивать их. Учатся составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок. В экспериментальной деятельности дети при помощи воспитателя научились составлять и считывать схемы- алгоритмы по проведённому эксперименту или наблюдению. У детей развивается речь, формируется творческое мышление. Мы планируем дальше продолжать осваивать технологию ТРИЗ во всех видах деятельности с детьми. Ведь такой подход ведёт к формированию смысла представляемой информации, её расширению и к загрузки памяти.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image002_78.gif" width="794" height="608 src=">

Игра «Соедини нас»

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты:

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

Огонь раковина

Карандаш – замок

Шляпа – мост

Солома – телевизор

Утюг – трамвай.

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.

2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Затем обсудить функцию нового предмета.

Игра «Елочка»

Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И. п. ед. ч.).

На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.

Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?

Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков)

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Составление рассказа, дать название рассказу.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image006_32.gif" width="794" height="597 src=">Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1.Молоко выкипело.

2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.

2. Комната наполнилась дымом.

1.Котенок подошел к блюдечку.

2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image004_41.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Летит колючий крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

https://pandia.ru/text/78/098/images/image004_41.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Пинг-понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова-антонимы.

Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.

Например: Словарик для детей 4-5 лет:

Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д.

Словарик для детей 5-6 лет:

Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.

Словарик для детей 6-7 лет:

Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный ; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image006_32.gif" width="794" height="597 src=">Игра «На что похоже?»

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

- На что похоже?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Например:

Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,

Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image001_97.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое …

https://pandia.ru/text/78/098/images/image003_58.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

И легким и тяжелым;

И длинным и коротким;

И гибким и твердым;

И гладким и шероховатым;

И мягким и твердым;

И острым и тупым.


Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида « 35

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии в ДОУ являются: у правляемость возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения . Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий . Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольника – игра я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе. Задачи моей работы: развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач были разработаны занятия подготовки к обучению грамоте на учебный год. Основная мотивация занятий удовлетворение потребности в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами, достижение успеха в ходе выполнения заданий в ННОД. Составлена картотека игр и упражнений с использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико – семантическом, фонетическом, звуко – буквенном:

- «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;

- «Да-Нетка» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий звук – буква – слог – слово. Например: воспитатель (ребенок) дает правильную (неправильную) характеристику букве (звуку) или называет место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать правильный ответ;

- «Беру тебя в мои друзья» - развивать (отрабатывать) умения детей делить слова на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Обогащать предметный и глагольный словарь. Примечание: работа проводится с изучаемой или изученными буквами;

- «Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов. Упражнять в чтении (акдол – лодка);

- «Загадочное письмо» - развивать зрительное восприятие, закреплять представления о гласной и согласной букве (парной по звонкости – глухости;

- «Изобретатель» - учить пользоваться приемом разделения-соединения, придумывая новые слова из двух разных слов (ворона – колобок: корона);

- «Новые истории» - активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение: (КОЖА – Оля купила желтый ананас);

- «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая лишнее: Смотрю в прозрачное дерево (стекло);

- «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное мышление: I , КО-, Я-, КРО-

- «Буквы – чародейки» - развивать воображение, умение моделировать новые слова. Закреплять образ букв: Ч - НОЧ КА, НОЧ Ь, КЛЮЧ, Ч АШКА

- «Составь слово из слогов» - учить составлять новые слова из первых, (последних) слогов слов (картинок): СОВА БЕРЕЗА - ВАЗА;

- «Зашифруй слово» - учить шифровать слово цифрами. Закреплять понятия: звук-буква; мягкость – твердость, гласный – согласный. Инструкция: на 1 строке напишите, сколько букв (звуков) в вашем слове, на 2 сколько одинаковых букв (звуков), если их нет, напишите ноль; на 3 - сколько гласных; на 4 - сколько всего согласных (твердых и мягких); на 5 - сколько твердых согласных, если твердых нет, напишите 0. на последней строке – сколько мягких согласных, если мягких нет, напишите 0.

- «Буквы заблудились» - упражнять в составлении слов из букв, стоящих в неправильном порядке; закреплять образ букв, упражнять в написании и чтении полученных слов (ОМСЛА);

- «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК;

- "Прочитай наоборот" – развивать зрительное восприятие, закреплять образ букв: ЛОТС, ТНИВ – СТОЛ, ВИНТ;

- «Угадай имя» - развивать быстроту мыслительных операций, умении печать и читать слова: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.

Очень нравиться детям игра: «Проверь меня» - воспитатель выполняет задание, а дети проверяют его выполнение. Воспитатель в этой роли находится: «Не рядом, не над ним, а вместе!», тем самым содействуя становлению ребенка как личности.

Интерактивные методы обучения – работа в паре, работа в малых группах (командами), работа с наглядными видео материалами (презентациями) позволяют решать задачи: активное включение ребенка в процесс усвоения материала. Обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга). Развитие навыков самостоятельной деятельности, умения работать в команде; умения принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

На занятиях использую интерактивные методы обучения:

Работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм, с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного задания, для чтения небольших текстов построчно (предложение или его часть) по цепочке, что развивает произвольное внимание и чувство работы команды с целью ознакомления с полным содержанием текста, физкультминутки и гимнастику для глаз;

Работа в паре с использованием взаимопроверки (оценки выполнения здания с помощью поощрения фишкой);

Работа командой – выполнение задания группой из 3-4 ребенка, например: игра: «Слова рассыпались»- составление слов из предложенных частей, развивать умение работать в команде, умение договариваться при выборе капитана. Развитию быстроты развития мыслительных операций способствует ограничение времени на выполнение задания.

ВЕ

ША, ТУХ, ТЕР,

КВА, ДРО, ТКА

Следует отметить, что дети в самостоятельной деятельности с удовольствием играют друг с другом, объединяясь парами и командами, предлагают поиграть взрослому.

Открытые занятии по подготовке к обучению грамоте в учреждении показали, что у детей развиты: активность, быстрота мыслительных операций, самостоятельность, самоконтроль и адекватная самооценка, умении работать в паре и командой, произвольность.

Таким образом, использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов организации обучения способствует становлению личности ребенка, р азвивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности, умение работать в команде и принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность, удовлетворяет потребности детей в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность.

Литература

  1. ФГОС дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155
  2. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
  3. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
  4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду. Издательство Сфера, 2012.

Марина Гришина
«Игры с волшебником Наоборот» Открытое занятие в подготовительной группе (ТРИЗ).

«Игры с волшебником Наоборот» открытое занятие по ТРИЗ в подготовительной группе.

Цель: Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»

Задачи: Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора,воображение.

Ход занятия

Предварительно в группе перевернуть все что можно, договориться с гостями, что когда дети входят в группу - гости стоят спиной.

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание на гостей и на то, что в группе что-то изменилось. (ответы детей)

Воспитатель Я догадалась. Сегодня утром,когда я шла по коридору, встретила волшебника Наоборот. Давайте проверим… если мы сейчас гостям скажем «До свидания, постойте пожалуйста» Гости повернутся и сядут. Давайте попробуем. (Дети говорят «До свидания»….Гости поворачиваются,садятся)

Воспитатель в группе находит письмо.

«Дорогие ребята, меня зовут волшебник Наоборот, я очень хотел с вами поиграть, но вас, к сожалению, не было в группе, поэтому я оставил в конверте карточки с играми. Поиграйте в них, пожалуйста, а мне нужно спешить в другой детский сад. Здравствуйте»

Воспитатель Давайте посмотрим,в какие игры предлагает нам поиграть волшебник.

Игра «Пинг-понг» или «скажи наоборот»

Нужно встать напротив друг друга. Один говорит слово,а напротив ребенок говорит ему слово наоборот.

Далеко – близко

Высоко – низко

Потолок – пол

Потерял – нашел

Грустный – веселый

Злой – добрый

Хорошо – плохо

Идет – стоит

Утро – вечер

Больной – здоровый

Умный – глупый

Толстый – худой

Старый – молодой

Стройный – сутулый

Чистый – грязный

Воспитатель Молодцы! А теперь я приглашаю вас занять свои места. Достает следующую карточку. Ребята, волшебник предлагает послушать стихотворение:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

«Стой!» - сказала лошадь, а мужик заржал.

Лошадь пошла в избу, а мужик стоял.

Лошадь ела булки, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Дети смеются. Второй раз читает стих-е,разбирая каждую строчку (как должно быть правильно)Проводится анализ стихотворения; в каком варианте было смешнее и почему,как «устроены» смешные предложения.

Воспитатель Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

Тогда я прочту еще раз (читает еще раз)

Воспитатель Достает из конверта следующую карточку. Ребята, волшебник предлагает размяться немного.

Физкультминутка

Я вам буду говорить действия, а вы должны сделать наоборот.

Руки вниз!

Руки вверх!

Ковру встать на мальчиков;

Ковру встать на девочек;

Повернуться ко мне лицом;

Ладошам хлопнуть в девочек;

Ладошам хлопнуть в мальчиков;

Повернитесь ко мне спиной;

Стульчикам сесть на ребят.

Воспитатель достает следующую карточку. Ребята, вы все знаете сказки? А волшебник Наоборот предлагает поиграть в игру «шифровка». Он зашифровал сказки,а мы должны их отгадать. Но помните,что сказки эти зашифровал волшебник Наоборот.

Игра «Шифровка» (каждое слово в фразе зашифровано, заменяется на антоним)

Босая собака (Кот в сапогах)

Кубик (Колобок)

Проснувшееся чудовище (Спящая красавица)

Собака, курица, волк (Кот, петух, лиса)

Сарай – Сараич (Терем – Теремок)

Больной Ой-здоров (Доктор Айболит)

Собакина будка (Кошкин дом)

Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок)

Подаренная луна (Краденное солнце)

Воспитатель Молодцы! Все сказки отгадали, а в конверте еще что-то есть. (Достает картинки)

Ребята! Волшебник нам предложил поиграть еще в одну игру.

Фантазирование «Наоборот»

последовательность обсуждения:основная функция (назначение)предмет.

Например:Лампочка-светит;

Не-предмет имеет противоположную функцию.

Например:Не-лампочка поглощает свет.

Обратная функция должна описываться антонимами, а не простым отрицанием.

Расческа

Анти-расческа: лохматит

Для чего нужно:

Придать прическе пышность

Сниматься в фильме ужасов

Испугать бандитов

Просушить волосы

Зонтик

Анти-зонтик: Пропускает дождь

Для чего нужно:

Можно освежиться

Можно взять в пустыню при пожаре

Лампочка

Анти-лампочка: поглощает свет

Для чего нужно:

Можно смотреть диафильм

Спать днем, когда яркое солнце

Играть в приведения

Воспитатель Ребята, вы так интересно рассказывали о чудо- предметах. Мне и гостям захотелось увидеть, как же они выглядят …анти- лампочка поглощает свет…

Воспитатель подводит итоги Я вижу, что многие уже нарисовали свои анти- предметы. Какие замечательные рисунки у вас получились (анализ работ)

Рисунки мы соберем и отправим волшебнику Наоборот.

Воспитатель Понравились вам игры?Что было самым интересным для вас? (Анализ занятия)

Прощаются с гостями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: