Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Цирк. Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Кафе» Самоанализ к сюжетно ролевой игре такси

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Елочка»

Конспект сюжетно-ролевой игры

«Парикмахерская»

средняя группа

Подготовила

Воспитатель:

Бондаренко И.Т.

ХМАО - Югра

п. Юганская Обь

  1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции.
  3. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, администратор, клиент, пелеринка.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую. ЧтениеС.Михалкова «В парикмахерской». Изготовить и собрать атрибуты для игры:фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, пошив пелеринки, полотенчики, использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.Дидактическая игра «Для чего эти предметы». Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская».

  • парикмахер
  • клиенты.
  • Администратор

Игровые действия:

  1. Надевание на клиента пелеринки.
  2. Причесывание.
  3. Стрижка.
  4. Мытье головы.
  5. Вытирание полотенцем.
  6. Сушка феном.
  7. Накрутка на бигуди.
  8. Плетение косичек.
  9. Завязывание хвостиков.
  10. Закалывание заколок.
  11. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.

Развивающая предметно - игровая среда:

  1. Зеркало.
  2. Тумбочка, полочка для хранения атрибутов игры.
  3. Разные виды расчесок. Расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.
  4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.
  5. Бигуди на один оборот пряди.
  6. Пластмассовые ножницы.
  7. Игрушечный фен.
  8. Пелеринка для клиента.
  9. Фартук-накидка для парикмахера.
  10. Полотенце.
  11. Заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик.
  12. Журнал с образцами причесок.

Ход игры

Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит корзину с рабочими инструментами парикмахера.

Зеркало, разные виды расчесок, расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные, флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы, бигуди на один оборот пряди, пластмассовые ножницы (недействующая машинка для мужских стрижек), игрушечный фен, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенце, заколки, резинки, бантики, журнал с образцами причесок.

Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Всех сегодня парикмахер обслужить не успеет, предлагаю посетить салон по очереди.

Дети и воспитатель проходят к игровой зоне «Парикмахерская».

Воспитатель: (помогает распределить роли) Настя-женский мастер, Аня-администратор. Посмотрите на свои рабочие места. Остальные девочки-клиенты.(Воспитатель может давать детям образец действий и общения.«Проходите, пожалуйста, присаживайтесь»)

Администратор записывает клиентов у него на столе ручка, журнал для записей (имя, фамилию, чтобы они хотели). Когда клиентов было много администратор провожает их за стол и предлагает посмотреть журнал с прическами и предлагает чай, кофе.

Парикмахер интересуется у клиента что им сделать (помыть голову, какой шампунь, как подстричь, какую прическу сделать) «Какую прическу Вы бы себе хотели?» «Заплести косичку или завязать хвостик?» «Вы хотите две косички? Очень хорошо» «Пожалуйста!» «Вам понравилось?» «Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!».

Воспитатель помогает парикмахеру, давая советы по надобности.

Клиенты в ожидании своей очереди сидят на стульчиках смотрят журналы с детскими прическами.

Выход из игры

«Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодец наш парикмахер. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите».

Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

В средней группе подготовила воспитатель Бондаренко И. Т.

Сюжетно - ролевая игра парикмахерская была проведена с детьми средней группы, в игре принимали участие четыре девочки. Вся запланированная предварительная работа была проведена.

Заранее были изготовлены необходимые атрибуты. Игровая зона была обеспеченна всем необходимым для игры парикмахерская.

В ходе игры по моему мнению все поставленные задачи были реализованы, атмосфера была дружеская, девочки справлялись со своими ролями, активно пользовались всеми атрибутами. Но как мне показалось некоторые девочки были немного скованны, так как за ними наблюдали со стороны.

По окончанию игры не смогла подвести итоги, так как девочки были увлечены игрой и хотели побыстрее продолжить играть.

С огласно требованиям ФГОС ДО в образовательной деятельности с детьми должны использоваться формы и методы работы, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. В ней можно создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, развития личности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 4–7 лет и изучение особенностей педагогического руководства игрой показали:

  • часто игра не соответствует возрасту, сюжеты однообразны по содержанию и стереотипны («Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Гараж» и т. п.). Мало комбинаций объединения в игровой сюжет, только в 4 группах из 8 детская игра с одним сюжетом плавно перетекала в другой. При наблюдении за детьми создается впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий. Они не только не придумывают новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других;
  • дети не умеют играть, только небольшое количество из них могут быть инициаторами игры, не умеют соотносить замыслы с достигаемым результатом, редки фантазирования;
  • позиция педагога не очень целесообразна - дети испытывают трудности при распределении ролей, обращаются за помощью к педагогу как к взрослому, а не партнеру, ждут указаний или показа действий;
  • недостаточно созданы условия для развития сюжетно-ролевой игры - дети редко используют предметы-заместители, мало образных игрушек, самодельных, отсутствует креативность в подборе игрушек по ходу игры.

Изучение особенностей педагогического руководства игрой (по Г.А. Урунтаевой)

Педагог-психолог проводит наблюдение за тем, как воспитатель руководит игровой деятельностью детей.

Данные заносятся в протоколы и анализируются по схеме:
1. Какое место в режиме дня воспитатель отводит играм.
2. Как он обогащает опыт детей с целью развития игры.
3. Какие виды игровой деятельности предпочитает организовывать.
4. Как организует начало игры.
5. Умеет ли включаться в игру, брать на себя роли. Как дети относятся к участию воспитателя в игре.
6. Как использует прямые (указание, показ действия и т. п.) и косвенные приемы руководства игрой (вопрос, проблемные ситуации, обогащение опыта детей, взятие на себя роли, напоминание и т. п.).
7. Как воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу игры. Какими способами разрешает конфликты: совет, апелляция к выполняемой роли, напоминание нравственной нормы, силовой способ и т. д.
8. Учитывает ли индивидуальные особенности детей при руководстве игрой. Использует ли игру с целью развития детей, коррекции их поведения.

Затем предлагает ему ответить на вопросы:

  • Какое место должна занимать игра в жизни ребенка? Почему?
  • Какое место вы ей отводите в режиме дня?
  • Как осуществляется руководство играми детей?
  • Как при этом учитываются индивидуальные особенности?

Данные наблюдения и беседы сопоставляются. Делается вывод о том, насколько психологически обоснована и целесообразна позиция педагога по отношению к играм детей.

С целью решения перечисленных проблем в рамках школы педагогического мастерства педагогам предлагается анкета для самоанализа знаний, условий и организации сюжетно-ролевой игры (в дальнейшем самоанализ способствует включенности педагогов в тему тренинг-решения и является стимулом к самосовершенствованию).

Процедура самоанализа. Каждому педагогу предлагается проанализировать в течение 2–3 дней свою и детскую деятельность и заполнить анкету, проставив баллы по каждому из пунктов от 0 до 5, где:

  • 0 - нет, не учитывается, отсутствует полностью;
  • 1 - единичные соответствия, низкий уровень;
  • 2 - частично соответствует, уровень ниже среднего;
  • 3 - более или менее соответствует, средний уровень;
  • 4 - соответствует, хороший уровень;
  • 5 - полностью соответствует, высший уровень проявления.
Анкета для самоанализа знаний, условий и организации сюжетно-ролевой игры
Объект наблюдения Комментарии, примеры из практики Баллы
Условия для проведения сюжетно-ролевой игры
1. Соблюдение игрового режима В режиме дня детей и в планировании педагога выделено время для сюжетно-ролевых игр: утро (индивидуальные игры с детьми), первая половина дня - подгрупповые игры (где участники - дети, а педагог - партнер и товарищ), вторая половина дня - самостоятельно организованные игры, вечер - индивидуальные 4
2. Наличие оборудования для игры Оборудование размещено в специально отведенных и оборудованных местах (построена мебель для «Больницы», касса для «Магазина», театральный уголок с ширмой, мягкий уголок и кухонная мебель для вариативных игр «Семья», трельяж для «Парикмахерской», руль для мальчиковых игр и т. п.) 4
3. Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр Игры подобраны в соответствии с возрастом, дополняются по мере необходимости, чередуются или меняются через определенное время 5
4. Хранение игрового материала Атрибуты и необходимые игрушки хранятся в подписанных коробках в доступном для детей месте 5
5. Соблюдение детьми правил пользования игровым оборудованием Дети знакомы с правилами пользования игровым оборудованием 5
Игровая деятельность
6. Проявляют ли творчество в создании игры (выбор сюжета)
7. Умеют ли ориентироваться в игровой задаче
8. Рождаются ли во время игры новые варианты
9. Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых
10. Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания
11. Есть ли у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли
12. Выполняют ли дети нравственные нормы поведения во время игры:
доброжелательность/отзывчивость;
умение договариваться;
сопереживание;
взаимопомощь;
правдивость/справедливость
13. Используют ли пространство группы для развертывания игры
14. Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта
Руководство сюжетно-ролевой игрой
15. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой
16. Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей
17. Доиграли ли до конца
18. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом
19. Достаточно ли хорошо оснащена игра материалом
20. Доступен ли игровой материал для использования его детьми
21. Разнообразие сюжетно-ролевой игры

Обработка данных. По каждому критерию столбца «Объект наблюдения» выводится средний балл по детскому саду: общая сумма всех баллов, разделенная на количество педагогов, прошедших анкетирование.

Сюжетно-ролевая игра для детей 5-7 лет "Парикмахерская".

Автор: Кокорина Татьяна Николаевна
Место работы: МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида "Сказка", город Кемерово

Описание: данная сюжетно-ролевая игра будет интересна воспитателям старшей и подготовительной групп, аниматорам детских праздников, многодетным мамам и всем тем кто любит играть с детьми и заботиться о их творческом развитиии.
Цель : раскрытие смысла деятельности парикмахера
Задачи:
- формировать умение творчески развивать сюжет игры;
- учить считаться с мнением других, уважать права и интересы другого;
- учить соблюдать установленные правила в игре;
- учить создавать и использовать в игре предметы-заместители;
- учить воспроизводить простейшие игровые действия по подражанию действиям взрослого
- способствовать расширению словарного запаса слов, умению вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них;
- расширять знания детей о профессии парикмахер, специфике работы;
- способствовать развитию артистичности, общительности, уступчивости;
- способствовать воспитанию культуры речи, вежливости;
- воспитывать уважение к профессии парикмахер.
Игровой материал: набор инструментов «Детский парикмахер», накидки для клиентов, фартуки для парикмахеров, предметы-заместители (детали строительного набора: цилиндр –флакон, брусок – расчёска, кирпичик – кисть для окрашивания волос, пластмассовый цилиндр – телефон для клиентов), флаконы из-под шампуня; телефон, касса для администратора; игрушечные телефоны для клиентов; таблички – изображения: мужской зал, женский зал, фишки-рубли.
Подготовка к игре:
- беседы: «Профессия парикмахер», «Инструменты парикмахера», «Для чего нужны парикмахерские?», «Как я с мамой ходил в парикмахерскую»;
- чтение художественной литературы: Эдуард Успенский «Страшная история», Лика Разумова «Парикмахер», Б. Житков «Что я видел», С. Михалков «В парикмахерской»
- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий, журналов «Модели причёсок», беседа по ним;
- проведение игровых ситуаций, показов-инсценировок, мини-диалогов между парикмахером и клиентом, администратором и клиентом, администратором и парикмахером с разными детьми;
- изготовление совместно с детьми атрибутов для игры: зеркало, ножницы, расчёска, пульверизатор, альбом с причёсками.
Игровые роли: администратор, 2 парикмахера в женском зале, 2 парикмахера в мужском зале, клиенты, мама с ребёнком, охранник.
Ход игры:
Утро. На работы приходят администратор и парикмахеры. Здороваются друг с другом, спрашивают как дела и начинают готовить каждый своё рабочее место.

Ситуация 1. Заходит клиент.
Клиент – Здравствуйте!
Администратор – Здравствуйте!
Клиент – У вас сейчас есть свободный парикмахер, я бы хотел(а) сделать стрижку (подстричь чёлку, окрасить волосы, сделать завивку волос)?
Администратор – Да, проходите. (обращается по имени к одному из парикмахеров),… подравнять чёлку.
Парикмахер – Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Как будем стричь? Чтобы брови были открыты или закрыты?
Клиент – (отвечает в соответствии со своими желаниями).




По окончанию работы.
Парикмахер – Посмотрите. Всё хорошо?
Клиент – Да, спасибо. Мне очень нравиться (рассматривает себя в зеркало, поправляет чёлку). Спасибо.
Клиент подходит к администратору.
Администратор – С вас 1 рубль.
Клиент расплачивается.

Администратор – До свидания.



Ситуация 2. Приходит мама с ребёнком. Все парикмахеры заняты.
Клиент – Здравствуйте! Я бы хотела сделать завивку волос и подстричь ребенку чёлку.
Администратор – Здравствуйте! К сожалению сейчас все парикмахеры заняты. Вы можете пройти посидеть, подождать, полистать журналы, а для ребёнка есть карандаши и раскраски.
Мама с ребёнком проходят в зону ожидания.
Мама обращается к ребёнку:
- Садись, доченька, вот сюда, порисуй, а я пока посмотрю журналы.
Дочка рисует:
- Мама, смотри как я раскрасила картинку.
Мама – Очень красиво, молодец.
Как только один из парикмахеров освободился.
- Проходите на стрижку или сначала ребёнку чёлочку подстрижём?
Мама принимает решение, после стрижки благодарит, расплачивается с администратором и прощается.

Ситуация 3. Звонок в парикмахерскую. Приход после звонка.


Администратор – Парикмахерская «Локон», здравствуйте!
Клиент – Здравствуйте, я бы хотел(а) записаться на окраску волос.
Администратор – Как вас зовут? К кому вас записать?
Клиент – (называет своё имя), запишите меня пожалуйста к … (называет имя парикмахера).
Администратор – На какое время вас записать?
Клиент – (например) На три часа.
Администратор – Записала, к Даше на три часа, приходите.
Позже как только парикмахер освобождается приходит звонивший клиент.
Администратор – Здравствуйте.
Клиент – Здравствуйте, я к вам записывалась на окраску волос на три часа к Даше.
Администратор – Да конечно, проходите. Даша, к тебе на окраску.
Клиент проходит к парикмахеру.


Парикмахер красит волосы.


Подстригает.


Моет голову, сушит и укладывает феном. Спрашивает всё ли нравиться.
Клиент рассматривает себя в зеркало, благодарит.
Затем расплачивается с администратором.


Прощается и уходит.
Так, в зависимости от своего желания дети сразу приходят в парикмахерскую или сначала звонят, а потом приходят.
В ходе данной сюжетно-ролевой игры дети
- понимают работу парикмахера и парикмахерской;
- учатся вежливо вести диалог;
- учатся понимать денежный оборот, что за всё нужно заплатить и как только деньги закончатся ты уже не можешь пойти в парикмахерскую.
Данная сюжетно-ролевая игра позволяет детям проигрывать роли взрослых, что готовит их к будущей взрослой жизни, к умению вести диалог и общаться в разных жизненных ситуациях.

В наше время не обойтись без транспорта.
Конечно же в данную игру можно подключить сюжетно-ролевую игру «Такси».
Это позволит увеличить число игровых ролей, добавляются 2-3 таксиста, диспетчер.
Ситуация 1. Заказ такси для поездки в парикмахерскую.
Диспетчер – Здравствуйте, такси «Эх, прокачу».
Клиент – Здравствуйте. Я бы хотел(а) заказать такси.
Диспетчер – Куда поедете?
Клиент - В парикмахерскую.
Диспетчер – Ожидайте, в течении 10 минут такси подъедет.
Диспетчер звонит таксисту.
Диспетчер – Роман, прими заказ. Нужно отвезти в парикмахерскую.
Роман – таксист – Выезжаю.
Таксист подъезжает к дому клиента, звонит.
Роман-таксист – Здравствуйте, такси в парикмахерскую заказывали?
Клиент – Да.
Роман-таксист – Я подъехал.
Клиент – Выхожу.
Клиент подходит к такси, садится. Таксист изображает езду.
Роман-таксист – Приехали. С вас 2 рубля.
Клиент расплачивается.
Клиент – Спасибо, до свидания.
Роман-таксист – До свидания.




Ситуация 2. Заказ такси для поездки из парикмахерской домой.
В этой ситуации дети называют свой реальный домашний адрес, что способствует его закреплению.
Как правила игра заканчивается с окончанием денег у игроков и с наступлением вечера в игре, в связи с чем парикмахерская закрывается.
Желаю Вам и Вашим детям интересных сюжетно-ролевых игр.

Дан полный анализ сюжетно-ролевой игры: анализ уровня развития игровой деятельности, анализ сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений. Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми. Дана схема анализа сюжетно-ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми )? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция );
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты );
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1 . Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д .)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

2. Замысел игры.

1. Что составляет основное содержание игры? (Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми. )

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

3. Сюжет игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? (До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

6. Игровые правила.

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

9. Игровая среда.

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

2 младшая группа.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Средняя группа.

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

Старшая группа.

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности .) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.


Хирамагомедова Илите Абдулаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Когалыма "Золушка"
Населённый пункт: город Когалым
Наименование материала: конспект
Тема: Сюжетно ролевая игра "Медвежонок в гостях у ребят"
Дата публикации: 05.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект сюжетно-ролевой

игры во второй младшей группе

«Медвежонок в гостях у детей»

Воспитатель МАДОУ «Золушка»

Хирамагомедова И.А

Программное содержание
: В совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Стимулировать инициативные высказывания детей. Продолжать учить детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос. Создать положительное эмоциональное настроение в группе. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Словарная работа:
Обогащение словаря: самовар, сухарница, сахарница. Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, чайник, чашки, блюдца, ложки, салфетница, пирожное, торт, рулет, булочки. Использовать прием «сюрпризности» для активации интереса детей.
Материалы

оборудование
: Игрушка медвежонок, воздушный шарик, письмо, торт, колокольчик, бусы, нитки. Самовар, чашки, ложки, блюдца, сахарница, салфетница, сухарница, заварочный чайник. Муляжи кондитерских изделий. Блюдо для теста, фартуки, прихватки. Магнитофон, набор инструментов. Муляжи фрукты-овощи, две корзины.
Предварительная

работа:
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Встречаем гостей», «Вежливые слова», «Невоспитанный Петрушка» Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций с изображением чайной посуды Сюжетно-ролевые игры:«Угощение»,«Детский сад», Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери», «Чаепитие», «День рождение куклы Кати»
Методы руководства
: участие в игре в качестве равноправного партнера Дети играют в группе, каждый занят своим делом. Звонок в дверь. Залетает шарик. Воспитатель:-Посмотрите ребята, к нам залетел красивый шарик. Он что-то принес. Дети: письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Воспитатель
«Дорогие ребята, получил ваше письмо, вот наконец-то

собрался к вам в гости. Скоро буду. Ваш друг Мишка».

Воспитатель: Ребята к нам приедет медвежонок. Надо навести порядок, и подготовиться к встрече гостя. (дети наводят порядок в группе) Мишка приедет, и мы все соберемся за общим столом. Было бы хорошо, если бы вы мне помогли. (Подходите ко мне) -Как мы встречаем гостей? (ответы детей) Нам надо накрыть стол. Кто мне поможет? (выбирают желающих) Воспитатель: Надо приготовить, что- нибудь вкусненькое. Предложения детей (испечь печенье, черничный пирог, торт, кекс) Воспитатель: Ребята, я все это уже купила. Я слышала, что Миша любит пирожки с ягодами, предлагаю испечь пирожки. Вы согласны? Но мне без вашей помощи не справиться. _ У нас сломался магнитофон, какой же праздник без музыки. Кто поможет починить? Надо перебрать фрукты и овощи, Савелий с Дианой может вы поможете? -Кто мне поможет пирожки лепить? Идите, будем лепить. Надевайте фартуки. Я намешу тесто. Что для этого нужно? (Мука, яйцо, масло, соль, сахар) Несите продукты. - Данил, принеси, пожалуйста, воды - Ангелина, подай яйцо Надо добавить соль, сахар. Ну, все тесто готово. Давайте лепить. Пока мы лепим пирожки, Данил набери воду и включи самовар. Минетулла, включи духовку, пусть нагревается. Ты уже научился это делать. Дети: «Я пеку, пеку, пеку, Деткам всем по пирожку, Пирожки румяные, И с картошкой и с капустой». Воспитатель: Дина ты с чем любишь пирожки?(ответы с детей) Несите начинку. Как вы думаете, с чем Мишка любит пирожки? Дети: Наверное, с ягодами. Воспитатель: У нас в холодильнике есть черника, принеси Вика. Кладите побольше начинки. Это пирожок с черникой для Мишки. Воспитатель: - Готово. А теперь в духовку поставим. - А пока пирожки пекутся, заварим чай. Воспитатель: - Кто поможет приготовить чай? Вот чайник! Открывай кран, наливай воду! Ставь чайник. Пусть греется. Какой чай будем заваривать? Черный. Несите заварку. Мишка, наверное, любит малиновый чай, несите и малиновую заварку. Закипел чайник! Давайте его заварим. Насыпайте в маленький чайник заварку, заливайте кипятком. Накроем салфеткой, пусть настаивается. Подходит к девчонкам, которые накрывают. Как у нас дела? Воспитатель: Софья, помой, пожалуйста, фрукты. Мариночка помоги их нарезать и поставь на стол. А на чем же мы будем сидеть? (На стульях)
Мальчишки несите стулья. Все готово, мы закончили приготовления. Девочки снимайте фартуки, приводите себя в порядок. -Что там с музыкой?(Порядок, починили) Как там наши пирожки? Понюхайте, как вкусно пахнет. Посмотрите, пирожки зарумянились, готовы. Я сейчас их вытащу, осторожно, горячие. (Ставит на стол) (Стук в дверь) Это, наверное, Мишка пришел. А вот и он! Мишка: Здравствуйте ребята. Ребята: Проходи, мы рады тебя видеть. Мишка: Дорога от леса к вашему садику длинная, я так устал. Дети: Сейчас мы тебя покормим, напоим. Мишка: Как у вас вкусно пахнет. Дети: Это мы пирожки для тебя напекли. Мишка: Я так проголодался. Ребята, приглашайте Мишку к столу, будем пить чай. Дети: Проходи Мишенька к столу. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь все, будем пить чай. Самовар наш закипел: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, Пейте чай, вода вскипела Воспитатель: Минетулла, наливай всем чай. Минетулла: Ребята, вы какой чай будете пить? (ответы детей) Игра продолжается за столом.(дети беседуют с Мишкой, предлагают пирожки, угощения, интересуются о его медвежатах, рассказывают как живут в саду. Воспитатель ведет игру ненавязчиво, с помощью наводящих вопросов. Мишка прощается с детьми. Дети дарят ему бусы и бочонок меда для его медвежат.
Самоанализ игры
Ожидаемый результат:
- интерес к игре, к общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих, выполнение игровых действий - развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры; речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием речи) - построение в ходе игры доброжелательных отношений Цель игры достигнута потому, что проведена большая подготовительная работа Во-вторых, создана предметно-развивающая среда В- третьих, эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста являются участие воспитателя в игре, как равноправного партнера на главных ролях. Руководство игрой я взяла на себя, направляла игру, старалась вести ненавязчиво, используя наводящие вопросы и советы. Сюжетно-ролевая игра имеет структурные компоненты: Сюжет, содержание, роль Главным компонентом является сюжет, без него нет сюжетно-ролевой игры. В игре просматривался игровой замысел, игровые действия, которые я уточняла с помощью наводящих вопросов. Умения детей (Включаются в игру, ведут себя активно, выполняют этические нормы поведения во время игры. Вступают в диалогическое взаимодействие). Таким образом, в повседневной жизни заботимся о том, чтобы игры детей были достаточно разнообразными, чтобы их содержание постоянно обобщалось, переходя от индивидуальных игр к подгрупповым. Роль воспитателя в том, чтобы ежедневно участвовать в играх, помня, что решающее слово в игре остается за ребенком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: