"настольный хоккей" методическая разработка. Клуб настольных игр "Твой ход!" Особенности организации учебного процесса

Пояснительная записка.

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

Цель программы: - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Основные задачи программы:

    развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

    развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

    развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

    развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

    формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

    формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.

Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 1-х классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).

Особенности организации учебного процесса.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, пазлы, лото и домино различной тематики, нарды, шашки, настольный футбол, биллиард, что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­ равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­ руется такое важное качество , как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­ тельностью.

В курсе используются игры разной сложности, поэтому сла­ бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются игры, в кото­ рые они могут играть успешно).

Р ебенок на этих заняти­ ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определённой игрой.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений:

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях;

Давать определения тем или иным понятиям;

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Литература: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019148-7.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Коробка домино классическое (костяшки с точками).

19.

Лото «Кем быть».

Правила игры. Игра. Описание сюжетных картинок. Подведение итогов.

Лото обучающее «Живой мир» (карточки, предметные картинки).

20-21.

Лото «Русское».

Правила игры. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Подведение итогов.

Лото классическое (карточки, бочонки с числами)

Нарды, шашки

22 -24.

Игра в нарды (трик-трак) классические

История возникновения игры «нарды». Правила игры в России. Начальный жребий. Объяснение алгоритма игры. Движение шашек. Как выбросить шашки из игры. Как забить и зарядить шашку. Проведение игры. Определение времени для обдумывания хода. Понятие «таймер». Дополнительные правила. Организация и проведение игрового турнира.

Нарды классические (два игровых поля, шашки, два кубика).

25-27.

Игра в шашки классические.

Правила игры. Обозначение полей. Характеристики ходов. Шашечные термины. Объяснение алгоритма игры. Определение времени для обдумывания хода. Понятие «таймер». Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Распределение на пары игроков по жребию. Организация и проведение игрового турнира.

Шашки классические (доска с двумя игровыми полями, шашки: чёрные и белые.

Настольный футбол, биллиард

28-29.

Настольный футбол.

Правила игры. Разделение на пары игроков по жребию, определение очерёдности участников. Составление турнирной таблицы. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Организация и проведение турнира. Подведение итогов.

Настольный футбол (игровое поле, футболисты на спицах, мячик).

30-31.

Биллиард.

Правила игры. Разделение на пары игроков по жребию, определение очерёдности участников. Составление турнирной таблицы. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Определение времени для обдумывания хода. Организация и проведение турнира. Подведение итогов.

Настольный биллиард (игровое поле, мячи, 2 кия).

Конструктор

32-33.

Конструктор (ученический).

Конструирование: по образцу, по условиям, по замыслу. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов. Три основных вида конструирования. Поиск новых форм и идей. Получение определённого результата. Целенаправленность собственных действий.

Коробки с конструктором (железные, пластмассовые).

Клуб любителей настольных игр «Учись мыслить смело!» (ком. 403)

ОБЪЯВЛЕНИЕ

В Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И. С. Никитина на базе отдела естественнонаучной и технической литературы начинает работу клуб любителей настольных интеллектуальных игр «УМС». Это отличный повод собраться для живого общения родителям и детям, друзьям, одноклассникам, коллегам по работе. Приглашаем всех, кто хочет провести весело и с пользой время и, конечно, поиграть в настольные игры!
Вас ждут множество игр, интересных как для взрослых, так и для детей: Монополия, Ответить за 5 секунд, Активити, Дженга, Убонго, Элиас, Андор, Корова 006 и многие другие. Все желающие могут прийти и совершенно бесплатно поиграть в настольные игры, имеющиеся в фонде нашего отдела. Время работы: с 12-00 до 19-00 ежедневно, пятница – выходной день.

Ждем всех по адресу пл. Ленина 2, 4 этаж, ком. 403

Запись по тел. 255-45-72 – отдел естественнонаучной и технической литературы.

ПОСТ-РЕЛИЗ

28 января 2017 года
Сегодня участники клуба играли в интереснейшую весёлую настольную игру «Тик Так Бум: Вечеринка» и не менее интересную «Убонго». Было весело, никому не хотелось расходиться.
Если Вы хотите провести время среди таких же увлеченных своим хобби игроков или познакомиться с той или иной игрой – будем очень рады видеть Вас.
Можно играть ежедневно со своей командой! Или в первую и четвёртую субботу каждого месяца с 17.00 до 19.00 в рядах нашего уютного клуба!

Пост-релиз подготовлен
сектором спецвидов технической документации

Т. 255-45-72

ПОСТ-РЕЛИЗ

Настольные игры – замечательное увлечение. Что может быть лучше, чем провести выходные с друзьями за столом с интересными играми в нашей уютной библиотеке?
В субботу 14 января 2017 года в 17 часов в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина состоялось очередное заседание клуба любителей настольных интеллектуальных игр «УМС».
Участники клуба играли в настольные игры «Ответь за 5 секунд», «Активити», «Сумасшедший лабиринт» и другие. Они проявляли логику, фантазию, изобретательность и находчивость. Было весело, игроки получили заряд положительных эмоций на всю неделю!


Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина
Т. 255-45-72

ПОСТ-РЕЛИЗ

17 декабря 2016 года в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина прошло очередное заседание клуба любителей настольных интеллектуальных игр «УМС».

Сегодня участники клуба играли в две классные настольные игры «Активити» и «Манчкин». Было весело, все присутствующие получили много положительных эмоций.

Пост-релиз подготовлен сектором спецвидов технической документации
Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина
Т. 255-45-72

ПОСТ-РЕЛИЗ

19 ноября 2016 года в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина прошло очередное заседание клуба любителей настольных интеллектуальных игр «УМС».

Пояснительная записка.

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

Цель программы: расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Основные задачи программы:

    развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

    развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

    развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

    развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

    формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

    формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.

Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 5-х классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

Особенности организации учебного процесса.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, пазлы, лото и домино, нарды, шашки.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определённой игрой.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений:

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях;

Давать определения тем или иным понятиям;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ)

п / п

Тема раздела

Кол-во часов

Сроки изучения

Игры- ассоциации

Логические игры

Домино, лото

Нарды, шашки

Современные настольные игры

Проектная деятельность

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Дата проведения

Игры – ассоциации - 4 ч

Ассоциации

Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры? Представление игр и их происхождение. Ориентир на сплочение коллектива. Правила игры-ассоциации

Игры и правила. Из истории игр

Правила игры. Обязательны ли они для всех? Ориентир на сплочение коллектива.

Игры-ассоциации «Закономерности», «Живая природа»,

Правила игры. Игра. Составление турнирной таблицы. Подведение итогов. По теме «Игры-ассоциации».

Игра «Кроссворд»

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Логические игры -7 ч

Игра «Словодел»

Русская игра «Баклуши»

Игра «Крестики-нолики».

Правила игры. Игра. Продолжение логического ряда. Организация и проведение игрового турнира.

«Морской бой», виды игр

Правила игры. Игра. Продолжение логического ряда. Организация и проведение игрового турнира

Игры Интернета

Правила безопасного пользования интернетом, игры в интернете, как играть безопасно

Домино, лото – 6 ч

Домино классическое

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

Лото «Русское».

Правила игры. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Подведение итогов.

Нарды, шашки -5 ч.

Игра в нарды (трик-трак) классические

История возникновения игры «нарды». Правила игры в России. Начальный жребий. Объяснение алгоритма игры. Движение шашек. Как выбросить шашки из игры. Как забить и зарядить шашку. Проведение игры. Определение времени для обдумывания хода. Понятие «таймер». Дополнительные правила. Организация и проведение игрового турнира.

Игра в шашки классические.

Правила игры. Обозначение полей. Характеристики ходов. Шашечные термины. Объяснение алгоритма игры. Определение времени для обдумывания хода. Понятие «таймер». Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Распределение на пары игроков по жребию. Организация и проведение игрового турнира.

Игра «Собери четыре»

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Организация и проведение игрового турнира.

Современные настольные игры – 6 ч.

Современные игры

Виды, назначение, презентация игр, характеристика и правила

Монополия

Правила игры. Обозначение полей. Характеристики ходов. Объяснение алгоритма игры. Обсуждение правил. Организация и проведение игрового турнира.

Настольный футбол

Правила игры. Разделение на пары игроков по жребию, определение очерёдности участников. Составление турнирной таблицы. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Организация и проведение турнира. Подведение итогов.

Любимые игры моей семьи

Презентации ваших игр, правила, особенности

Конструктор (ученический).

Конструирование: по образцу, по условиям, по замыслу. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов. Три основных вида конструирования. Поиск новых форм и идей. Получение определённого результата. Целенаправленность собственных действий.

Проектная деятельность – 6 ч.

С чего начинаются игры?

Выбор игрового направления проектной деятельности, организация дальнейшей работы, постановка целей и задач

Наш игровой проект

Подготовка и создание игры.

Поиск новых форм и идей. Получение определённого результата.

Презентация игрового проекта

Целенаправленность собственных действий.

Организация и проведение игрового турнира.

">

Создание условий для развития новых форм проведения интеллектуального досуга подростков и молодежи города Черногорска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством работы Клуба настольных игр «Твой ход!».

Описание проекта

">

Проект по созданию Клуба настольных игр «Твой ход!» открыт на базе Центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина с целью организации условий для развития новых форм проведения интеллектуального досуга подростков и молодежи города Черногорска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Клуб настольных игр стал открытой игровой площадкой, местом свободного времяпровождения и неформального общения молодых людей. К реализации проекта были привлечены специалисты библиотеки и добровольцы Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», которые объединили молодежь посредством игрового и развивающего общения, показали на своем примере как проводить свободное время, реально общаться друг с другом, помогли формировать у молодого поколения навыки командной работы, разовьют у них ловкость, находчивость, позитивное мышление.

Проект был рассчитан на молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Проект реализуется с 2016 года по сегодняшний день.

В проекте приняли участие более 1100 человек, среди них более 800 молодежи. 42 трудных подростка, посещающих библиотеку, стали участниками Клуба.

В реализации проекта приняли участие 12 специалистов библиотеки и 14 волонтеров - добровольцев. За период работы клуба было проведено 58 заседания Клуба настольных игр, в которых приняли участие более 900 человек. Отмечается увеличение посещаемости библиотеки на 4,5%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: