Влияние подвижных игр на эмоциональное развитие и двигательную активность ребенка. Развитие силовых способностей при помощи подвижных игр и эстафет у детей старшего дошкольного возраста Влияние подвижных игр на развитие ребенка

Подвижные игры как форма активного обучения в физической культуре

Игра - очень эмоциональная деятельность и весьма полезно ее использование в воспитании молодежи. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Подвижные игры содействуют умственному развитию занимающихся. Совершенствуют в них внутреннюю речь и логику, умение распознавать намерения соперников, умение взаимодействовать с партнерами, в постоянно меняющейся обстановке правильно и быстро реагировать на сложившуюся ситуацию наиболее эффективным действием.

С помощью игр повышаются функциональные возможности организма, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.

Игры оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему занимающихся, способствуют формированию динамических стереотипов, это облегчает выполнение движений, делает их более экономичными.

Возможность играть на открытом воздухе, без специальной подготовки, изменяя правила по желанию, позволяет регулировать нагрузку в соответствии с уровнем своей подготовленности.

Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры. Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент, а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерна для коллективных игр все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются взаимоотношения: каждый стремится создать для себя и для своего коллектива выгодное, по сравнению с «противником» положение. По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, т.е. отличие в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действия).

Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях. Подвижные

игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельно навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, конькобежным и другим видами спорта.

Игра является одним из наиболее эффективных средств профессионально¬прикладной физической подготовки, так как, разносторонне воздействуя на человека, способствуют развитию тех качеств, которые крайне необходимы будущему специалисту в его трудовой деятельности (внимание, эмоциональная устойчивость, выносливость и др.).

Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика

Практика воспитания подрастающего поколения в нашей стране свидетельствует о том, что игра является одним из важных средств формирования высоких нравственных и физических качеств.

Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность суставов.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что положительно отражается на всем организме. Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеродный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благотворное гигиеническое и оздоровительное влияние могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нельзя заранее предусмотреть действия каждого ученика. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия не позволяют программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические упражнения были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно к ним приспосабливался. Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается оптимальными нагрузками, а также организацией игры, которая вызывала бы у учащихся положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью. Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции. Подвижные игры при регулярном их применении помогают выработке динамических стереотипов, что облегчает выполнение движений.

У студентов (17-21 год) продолжается рост и развитие организма. Процесс окостенения скелета, развитие мышечной силы еще не заканчиваются. Вес юношей главным образом увеличивается за счет увеличения мышечной массы и роста костей. У девушек мышечная система, особенно мускулатура плечевого пояса,развивается медленнее, чем у юношей. Вес тела у девушек растет за счет увеличения туловища, объема таза и жировых отложений. Завершается формирование суставов, и они становятся менее податливыми морфологическим изменениям. В этот период заканчивается половое созревание у юношей. Значительно возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям товарищей. Совершеннее становятся тормозные функции, у учащихся развиваются воля, выдержка.

У юношей и девушек стабилизируется интерес к тому или другому виду спорта. Игры с сильным напряжением длительно проводить нельзя, так как они приведут к перетренировке и перенапряжению. Но для совершенствования двигательных навыков необходимо многократное повторение активных действий в игре. У девушек скорость, сила, выносливость в играх меньше, чем у юношей. Поэтому подвижные игры проводятся с ними раздельно. Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и закреплять отдельные действия, тактику поведения для различных видов спорта.

Подвижные игры со спортивными элементами могут быть также использованы в качестве разминки, как активный отдых на занятиях тем или другим видом спорта.

Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр

При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая и направляющая роль при проведении игр должна принадлежать преподавателю. Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от него.

Преподаватель должен быть организатором игры и воспитателем в процессе ее проведения. Используя игру, он преследует цели:

1. Укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.

2. Содействовать овладению необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

3. Воспитать у занимающихся необходимые морально-волевые качества.

4. Прививать студентам организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Преподавателю необходимо определить основные воспитательно¬образовательные задачи, которые он намечает при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метания в цель; закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой; воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма; воспитание навыков ориентирования на местности и т.д.).

Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Перед игрой руководитель должен объяснить студентам ее содержание и задачи, а также правила проведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески осознать ее, при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Выбор игры прежде всего зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя ее, преподаватель учитывает физическую подготовленность, количество участников и условия проведения игры.

Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения. В большом узком зале проводятся игры с линейным построением, в которых играющие участвуют поочередно, в большом зале или на площадке можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, на коньках, на санях, игры с постройками из снега. Выбор игры также зависит от инвентаря. Из-за отсутствия или неудачной его замены игра может расстроиться.

При проведении игры в помещении надо предусмотреть, чтобы не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Если игры проводятся в спортзале, желательно снаряды (брусья, перекладину и др.) убрать в подсобные помещения. Если снаряды нельзя убрать из зала, то надо поставить их у короткой стены и оградить скамейками, сеткой, матами. Оконные стекла и лампы следует закрыть сетками. Перед проведением игр надо проверить и протереть пол влажной тряпкой.

Преподаватель обязан, наметив игру, предварительно предусмотреть весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение, падение интереса, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления.

Важно, чтобы обстановка способствовала правильному процессу игры, привитию организаторских способностей, хорошему усвоению правил, товарищескому поведению в игре, проявлению своих индивидуальных способностей, умению бороться в коллективе за интересы коллектива.

Подвижные игры на развитие быстроты перемещения

1. «Третий лишний»

Расположение игроков: встав широко, игроки образуют круг, расстояние между игроками 2-3 метра. Водящий и один игрок располагаются вне круга.

Ход игры: водящий догоняет свободного игрока вокруг круга. Убегающий должен встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, они меняются ролями.

2. Бег по кругу

Расположение игроков: команды игроков располагаются в колонну по одному напротив друг друга по противоположные стороны круга.

Ход игры: игроки бегут по кругу, стараясь догнать соперника. После двух кругов бежит следующий игрок. Побеждает тот, кто догонит соперника или закончит бег первым.

3. «Кто быстрее»

Расположение игроков: игроки в колонну по два бегут по кругу.

Ход игры: по сигналу преподавателя последняя пара обгоняет свою колонну (каждый с внешней стороны). Чей игрок быстрее это сделает - приносит команде очко.

4. «Волк и овцы»

Расположение игроков: 1 или 2 игрока назначаются водящими и располагаются в середине площадки. Все остальные свободные игроки занимают место за линией площадки.

Ход игры: по сигналу преподавателя свободные игроки стараются перебежать на другую сторону площадки, увертываясь при этом от водящих. Каждый запятнанный игрок меняется ролями с водящим.

5. Круговые пятнашки

Расположение игроков: взявшись за руки, игроки образуют круг. Один свободный игрок в круге. Водящий стоит за кругом, он ловец.

Ход игры: водящий старается догнать и запятнать игрока из круга. Остальные должны не допустить этого. Круг постоянно движется в одном направлении с ловцом.

6. Парные пятнашки

Расположение игроков: двое водящих держатся за руки. Остальные свободно располагаются на поле.

Ход игры: пара водящих пятнает свободных игроков. Пойманные меняются местами с водящими.

7. Эстафеты

Расположение игроков: игроки выстраиваются в колонны по одному за линией старта.

Ход игры: каждый игрок добегает до определенной отметки и возвращается назад к своей команде и становится вконец колонны. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

8. Эстафета

Расположение игроков: участники в положении сидя, в упоре лежа, в упоре сзади и т.д. рассчитываются по порядку номеров. Преподаватель называет номер, и участники команды, которые соответствуют этим номерам, обегают вокруг флажка и возвращаются на свои места.

Подвижные игры и эстафеты на развитие прыгучести

1. «Пятнашки прыжками»

Один водящий располагается в центре площадки. Остальные свободные игроки в поле. Водящий прыгает на одной ноге, пятнает свободных игроков. Пойманный игрок меняется ролями с водящим.

2. «Удочка»

Водящий со скакалкой в руках располагается в центре круга, образованного игроками. Водящий крутит скакалку на расстоянии 30-40 см от пола, все игроки по очереди перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку меняется ролями с водящим.

Игроки располагаются в колонны по одному за линией старта. Первые номера, встав за стартовой чертой, выполняют прыжок в длину с места толчком двух ног. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжок вторые номера. Выигрывает команда, имеющая по сумме длины всех прыжков лучший результат.

4. «Парная чехарда»

Команды построены в колонны по двое перед стартовой линией. По сигналу один из партнеров первой пары выбегает вперед и принимает положение полунаклона вперед с опущенной головой, опираясь прямыми руками на колено впереди стоящей ноги. Второй партнер с короткого разбега выполняет прыжок, ноги врозь, через него прыгает первый и т.д., пройдя таким образом все заданное расстояние, партнеры возвращаются к своей команде и передают эстафету.

5. «Эстафета с прыжками»

Игроки располагаются в колонны по одному за линией старта. По сигналу преподавателя первые игроки перепрыгивают несколько барьеров высотой 30-40 см. Бегом возвращаются к своей команде и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Варианты: прыжки выполняются через партнеров, находящихся в упоре сидя на коленях.

6. «Перепрыгни палку»

Игроки располагаются в колонну по одному. У первого игрока в руках гимнастическая палка. Игрок с палкой проходит вдоль своей колонны, держа палку на высоте 30-4- см от пола. Все остальные игроки перепрыгивают через нее. Когда все перепрыгнут, направляющий передает палку стоящему вторым. Побеждает команда, где все по очереди становятся водящим и которая заканчивает прыжки первой.

Подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости

1. Эстафета

Игроки выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Направляющий игрок выполняет 3-4 кувырка через голову на гимнастическом мате, затем обегает несколько препятствий и возвращается обратно, передает эстафету следующему.

Варианты: кувырки выполняются через партнера, находящегося в положении упор сидя на коленях.

2. Эстафета

Игроки располагаются в колонны по два за линией старта. Из каждой команды игроки парами передвигаются до определенного расстояния таким образом: первый перепрыгивает через партнера, находящегося в положении стоя, наклон вперед - прыжком, ноги врозь, затем пролезает между ногами партнера и игроки меняются ролями. Обратно оба игрока возвращаются бегом, взявшись за руки, и передают эстафету следующему игроку своей команды.

3. Кувырки в парах

Игроки располагаются парами перед дорожкой из гимнастических матов. Один игрок ложится на спину, второй встает возле головы партнера. Партнеры держат друг друга за голень, образуя таким образом колесо, в таком положении выполняются кувырки.

4. Футбол сидя

Игроки располагаются, образуя две команды. По противоположным сторонам зала ставятся мини-ворота. Игроки в положении упор сидя сзади играют в футбол. Игра продолжается два тайма по 15 минут.

5. Гонка мячей

Игроки образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. По сигналу преподавателя игроки передают мяч партнеру своей команды. Побеждает та команда, чей мяч догонит мяч партнера.

6. «Бой петухов»

Пара игроков располагается в кругу диаметром 3 метра. Игроки стоят, руки за спину, на одной ноге. Прыгая на одной ноге, следует толкнуть партнера из круга или заставить потерять равновесие, встав второй ногой на пол.

7. «Пятнашки в упоре лежа»

Пара игроков располагается в упоре лежа, лицом друг к другу. По сигналу игроки должны рукой достать руку партнера, при этом не дать свою руку запятнать партнеру и сохранить положение упор лежа. Побеждает тот, кто за определенное время запятнает большое количество раз.

8. «Бегуны и скакуны»

Игроки одной команды - «бегуны» - могут свободно бегать по площадке размером 8x8 метров. В течение 15 секунд поочередно каждый из соперников - «скакун», прыгая на одной ноге, должен запятнать кого-либо из них, выбив из игры. После того, как все «бегуны» покинут площадку, команды меняются ролями. Победившая команда определяется по меньшему времени выполнения задания «скакунами».

9. «Челнок с набивным мячом»

Две команды становятся в шеренгах на противоположных сторонах площадки. Между ними на одинаковом расстоянии кладется набивной мяч весом 3-4 кг. Капитан команды, начинающий игру, бежит к нему, берет и толкает его рукой от плеча в сторону одного из соперников, который от места приземления направляет мяч в противоположную сторону. По броску последнего игрока команды определяется победившая.

10. «Точный расчет»

Две команды построены в колонну по одному. В руках у игроков набивной мяч. Каждый из игроков должен метнуть мяч определенным образом (двумя руками снизу из-за головы) и попасть в обруч, расположенный на расстоянии 5-8 метров Выигрывает команда, в которой больше попаданий.

Подвижные игры на развитие силы

1. «Перетяни партнера»

Игроки располагаются парами лицом друг к другу. Между ними ограничительная линия. По сигналу преподавателя каждый игрок за руку должен перетянуть партнера через ограничительную линию.

2. «Стенка на стенку»

Игроки образуют одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера по команде выполняют разворот на 180°. Взявшись под руки, команда должна перетянуть противника в свою сторону за ограничительную линию. Расстояние 2 метра от команды.

3. «Перетяжки»

4-5 игроков располагаются по кругу, держа в руках связанную веревку. На расстоянии 2 метра от каждого игрока стоит кегля. По сигналу преподавателя игрок, держа одной рукой веревку, достает кеглю. Побеждает тот, кому удастся перетянуть партнера и взять кеглю.

4. «Бой петухов»

Пара игроков располагается в круге диаметром 2 метра. Каждый из них огибает ногу, руку кладет за спину. По началу участники стараются плечом и туловищем вытолкнуть партнера из круга или заставить его потерять равновесие и встать на вторую ногу.

5. «Перебрось мяч»

Игроки образуют две команды и располагаются на волейбольной площадке по разным сторонам сетки, каждая команда имеет по четыре набивных мяча весом 1 кг. По сигналу преподавателя задача игроков - перебросить мячи на сторону противника. Побеждает та команда, на чьей стороне не осталось ни одного мяча.

6. Эстафета

Игроки образуют две команды и располагаются в две шеренги, а в своей команде образуют пары. По сигналу преподавателя игрок берет своего партнера за голеностопный сустав, партнер в упоре на руках проходит до определенной отметки.

Подвижные игры по развитию быстрой реакции

1. «Выбей мяч»

Игроки располагаются в парах лицом друг к другу. В руках одного мяч. Игрок с мячом должен вытянуть руку вперед, партнер старается выбить мяч из рук. Задача - убрать мяч, не дать его выбить.

2. «Догони партнера»

Игроки располагаются в парах на лицевой волейбольной площадке лицом друг к другу. Игрок, стоящий спиной к волейбольной площадке, выполняет три хлопка в ладоши партнеру, поворачивается на 180° и убегает. После серии пробежек игроки меняются ролями. Очко получает игрок, который сумел убежать от партнера за пределы волейбольной площадки, или тот, который догнал партнера.

3. «Будь внимательнее»

Игроки располагаются по периметру спортивного зала. Игроки перемещаются по кругу, в колонну по одному. По сигналу преподавателя игроки выполняют задания (изменить направление, скорость, выполнить упор, прыжок). Тот, кто выполнит задание последним, выбывает из игры. Победителями становятся 5-6 последних игроков.

4. «Падающая палка»

Игроки располагаются по кругу. Один водящий стоит в центре с гимнастической палкой, один конец которой на полу, а другой в руках водящего. Игроки, стоящие в кругу, рассчитываются по порядку номеров. Водящий называет любой номер и отпускает палку, то чей номер назван, должен охватить палку, не дав ей упасть на пол.

5. «По воздушной цели»

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 18-20 метров и рассчитываются по порядку. В руках у каждого теннисный мяч. Руководитель с центра площадки подбрасывает волейбольный мяч и называет номер. Соперникам под этим номером необходимо поразить цель своим мячом. В случае попадания игрок получает очко. Затем вызывается другой номер и т.д. Победившая команда определяется по количеству набранных очков.

6. «Догони мяч»

Игроки делятся на две команды и располагаются у боковых линий волейбольной площадки лицом друг к другу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель бросает мяч в волейбольную сетку и называет любой номер. Оба игрока под этим номером пытаются овладеть мячом. Тот, кому это удалось, выполняет передачу первому игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше. Игрок, не сумевший овладеть мячом, обегает игроков своей шеренги, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки противоположной команды. Если ему это удалось, то очко начисляется его команде. Затем игра начинается вновь. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Библиографический список

1. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

2. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту. -М.: Физкультура и спорт, 1985.

3. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

5. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

6. Неробеев В.Н. Спортивные аттракционы. - М.: Просвещение, 1970.

7. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.

8. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Ловкость способность справиться с любой двигательной задачей

Ловкость – качество, которое ребёнку быстро усваивать новые движения в их сочетании, в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро, правильно и находчиво.
Ловким можно считать ребёнка, который может быстро выполнять правила подвижных игр и игровых заданий, учитывая изменяющие условия.
Ловкость нужна при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях

Существуют два пути развития ловкости.

1.Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями
2.Ловкость возрастает если даётся усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Методические приемы, повышающие проявление двигательной координации и ловкости
1.Применение необычных исходных положений и быстрая смена различных положений.
2.Изменение скорости и темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3.Смена способов выполнения упражнений
4.Использование упражнений с различными предметами, использование предметов в основных движениях. Предметов должны быть различной формы, массы, объёма, фактуры.
5.Выполнение согласованных действий несколькими участниками
6.Более сложное сочетание основных движений
7.Усложнение условий подвижных игр.
Упражнения на ловкость проводят не продолжительное время в начале двигательной деятельности, так как они требуют большой чёткости мышечных ощущений, напряжённого внимания.
Предлагаю вашему вниманию подвижные игры на развитие ловкости для воспитанников старшего дошкольного возраста

Подвижные игры

«Хитрая лиса»

Цель: развитие ловкости, упражнение в беге врассыпную
Место проведения:
Описание игры:
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом «лисы». По сигналу инструктора дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – «хитрой лисой». Затем дети открывают глаза и хором 3раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, потом всё громче): «Хитрая лиса, ты где?». После третьего раза играющий, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает на середину круга, поднимает руки и говорит: «Я здесь! Все играющие разбегаются по залу», а «хитрая лиса» их ловит (дотрагивается рукой). После того, как «лиса» поймает и отведет к себе в дом 2-3 детей, инструктор произносит: «В круг!» - и игра возобновляется. Если «лиса» не может никого поймать, то выбирается новый водящий.

«Охотник и зайцы»

Цель: Развитие у воспитанников умение выполнять движения по сигналу; упражнение в метании, в беге с увёртыванием, в прыжках на обеих ногах.
Оборудование: мячи.
Описание игры:
На одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.
Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.
После двух-трёх повторений игры производится подсчёт пойманных и выбирается другой охотник.
Правила игры:
1. Выбегать из кружков можно только после слов воспитателя «выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу «охотник».
2. Охотник должен бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места).
Указания к проведению игры:
Инструктор должен следить за тем, чтобы дети бросали мяч и правой и левой рукой. Для усложнения игры можно ввести двух охотников. Кроме зайцев, в игру могут быть включены другие звери: лисицы, медведи и прочие. В таком случае дети делятся на несколько групп и размещаются в нескольких местах комнаты: в одном месте лисицы, в другом зайцы и так далее. Выбегают те звери, которых называет воспитатель, и делают соответствующие движения.

«Волк во рву»

Цель: Развитие у воспитанников смелости и ловкости, умения действовать по сигналу, упражнение в прыжках в длину с разбегу.
Оборудование: две черты или два шнура.
Описание игры:
По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100 см одна от другой – это «ров». По краям площадки на расстоянии одного – двух шагов от её границы очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком»; остальные изображают «коз».
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) в гол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во вру», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трёх – четырёх перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой волк (но не из числа пойманных коз).
Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры:
1. Козы выбегают из дома по сигналу «волк во рву».
2. Волк может ловить коз только во рву.
3. Коза считается пойманной в том случае, если волк её коснулся в тот момент, когда она перепрыгивает ров, или если она попала в ров хотя бы одной ногой.
Указания к проведению игры:
1. Продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек (то есть числа прыжков, сделанных козами, примерно 12-16 прыжков).
2. Линии, образующие ров, могут быть не параллельными, то есть уже с одной стороны, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, всё же могли перепрыгнуть.
3. Для усложнения игры вместо одного волка можно выбрать двух.

Варианты игры:
Во рву находится не один, а два волка. Чертятся два рва (расстояние между ними 3-4 метра), в каждом – по одному волку.

Не оставайся на полу (на земле)

Цель: Развитие у воспитанников выдержки, ловкости, умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке (найти свободное возвышение и взобраться на него); упражнение в беге, прыжках в глубину, в ловле.
Описание игры:
В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам её, расставлены предметы высотой 25-30 см, на которые дети должны взбираться: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки (не меньше 25 см шириной). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки.
Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который даёт воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне.
После того, как игра повторена 2-3 раза, проводится подсчёт пойманных и выбирается новый ловишка.
Игра возобновляется с новым ловишкой.
Общая продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры:
1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение.
2. Занимать можно любое место.
3. Ловить надо только после слова «лови».
Указания к проведению игры:
1. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени.
2. Нужно, чтобы дети разбегались по всей площадке подальше от предметов, на которые они должны взбираться.
Варианты игры:
Дети строятся по кругу. В центре круга встаёт ловишка, назначенный воспитателем. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловишка бегает за играющими, стараясь запятнать. Нельзя пятнать того, кто, убегая, встанет на гимнастическую скамейку или, приподняв ноги, сядет на пол, то есть тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка!». Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего. Если ловишка долго не может никого запятнать, то воспитатель говорит: «Раз, два, три – в круг скорей беги!». Дети строятся в круг, воспитатель назначает нового ловишку, и игра возобновляется.

«Перелёт птиц»

Цель: развитие у воспитанников ловкости; закрепление умения лазить, ориентироваться в пространстве.
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья

«Ловишки - ёлочки»

Цель:
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три - лови» - все разбегаются по площадке, увёртываясь от ловишки. Ребята стараются выручить друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в сторону вниз, будут изображать ёлочку.

«Совушка - сова»

Цель: развитие ловкости, внимательно слушать сигнал, неподвижно стоять некоторое время.
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
На одной стороне зала обозначается «гнездо совушки». В «гнезде» помещается водящий – «совушка». Остальные играющие изображают птиц, бабочек, жуков, мышек и т.д.
Они разбегаются по всему залу. Через некоторое время инструктор произносит: «Ночь!» Играющие останавливаются на месте в той позе, в которой их застала ночь. «Совушка» вылетает из своего «гнезда», машет крыльями и смотрит, кто пошевелился. Того, кто шевельнётся, уводит в своё гнездо. Инструктор говорит: «День!». «Бабочки», «жуки», «птицы» оживают, просыпаются и вновь бегают и летают. После «2 вылетов на охоту» подсчитываются количество пойманных. Выбираются другая «совушка».

«Гуси - лебеди»

Цель: развитие ловкости, внимательно слушать сигнал; упражнение в беге с увёртыванием.
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
На одном конце площадки проводится черта - «дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома - «логово волка». Остальное место - «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграды, который надо перепрыгнуть.

«Снежная королева»

Цель: развитие ловкости, быстроты движений.
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Выбирается Снежная королева. Дети бегают по всему залу. До кого дотронется Снежная королева, тот считается замороженным. Это ребёнок должен остаться на месте (замереть). Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается число проигравших. После небольшой паузы игра возобновляется. Снежную королеву дети выбирают с помощью считалочки.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие ловкости; упражнение в беге с увёртыванием.
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: круги или обручи
Описание игры:
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.

«Медведь и пчёлы»

Цель: развитие ловкости; закрепление навыков лазания умения действовать по сигналу
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: стенка, скамейка, невысокое бревно
Описание игры: Дети распределяются на две равные группы, одна – медведи, остальные пчёлы. На расстоянии 3 метров от дома пчёл очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 метров – луг. Пчёлы располагаются в своём доме – на возвышении (стенка, скамейка, невысокое бревно). По сигналу педагога они летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи» пчёлы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра возобновляется. При повторении игры дети меняются ролями.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие ловкости, обучение в игровой форме основным видам движения
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры: В игре могут принимать участие 8-12 воспитанников. Выбирается «коршун» и «наседка» остальные «цыплята». Сбоку игровой площадки чертится круг диаметром 1,5-2 м. Это «гнездо» «коршуна». Он отходит к своему гнезду, а «наседка» выводит гулять «цыплят» на игровую площадку. Они идут цепочкой: держатся друг за друга (за руки или за пояс). По сигналу воспитателя из гнезда вылетает «коршун» и пытается схватить последнего в цепочке «цыпленка». «Наседка», расставив руки, не подпускает «коршуна» к «цыплятам»
Правила игры: ни «коршун», ни «наседка» не применяют силу. «Коршун» должен попытаться, бегая вокруг, обмануть «наседку», схватить и унести пойманного «цыпленка» в свой дом. Если «коршун» схватил «цыпленка», то тот должен идти за ним.

«Классы»

Цель: закрепление умения прыгать в длину, развитие ловкости
Место проведения: игра проводится на игровой площадке.
Описание игры: На асфальте нарисованы классики (5 - 6).
Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первый класс. Потом прыгает на двух ногах в первый класс, поднимает камушек и прыгает назад. Бросает камушек во второй класс, а сам прыгает сначала в первый класс, а из него во второй. Так же само поднимает камушек и прыгает через первый класс. Затем бросает в третий класс и так дальше, пока не выйдет за линию класса. После этого начинают прыгать остальные дети. Когда очередь подойдет снова к первому ребенку, он берет свой камушек и бросает в тот класс, в который раньше не попал. Так по очереди играют все дети. Выигрывает тот ребенок с группы, который пройдет все классы первым.

«Мышеловка»

Цель: развитие у воспитанников выдержки, ловкости, умения согласовывать движения со словами; упражнение в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг - «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

Эстафета «Ловкий мяч»

Цель: развитие ловкости, быстроту движений
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: мяч
Описание игры:
Игроки в командах построены в колонне по одному, дистанция между игроками один два шага (в зависимости от способа передачи мяча). Исходное положение участников - широкая стойка, ноги врозь Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько (4-6) раз подряд. Выигрывает команда, первой закончившая передачи.
В игре можно использовать большие надувные мячи (баскетбольные, волейбольные и другие).
Способы передачи мяча:
а) двумя руками сверху с наклоном назад, последний игрок, получив мяч, перекатывает его по полу направляющему между ног участников;
б) так же, обратно мяч передаётся из рук в руки снизу, между ногами;
в) двумя руками сбоку (слева и справа) с поворотами туловища.
Вариант с перебежкой.
Команды построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1 м. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обусловленным способом в конец колонны. Последний игрок, получив мяч, быстро перебегает вперёд и, став впереди колонны, продолжает передачу мяча и так далее.
Игра заканчивается в тот момент, когда первый номер вернётся с мячом на место направляющего.

Через ручеёк.

Цель: Развитие ловкости; упражнение в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Оборудование: два шнура
Описание игры:
Все играющие сидят на стульях или на траве. В 5-6 шагах от играющих кладутся два шнура, расстояние между которыми 1 ½ - 2 м – это ручеёк. Дети должны перебраться по камешкам (дощечкам) на другой берег, «не замочив ног». Дощечки положены с таким расчётом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камешка на другой.
По слову воспитателя «пошли» 4-5 детей перебираются через ручеёк, остальные наблюдают за ними.
Тот, кто оступился, отходит в сторону «сушить обувь».
После того как все дети перейдут через ручей, игра возобновляется.
Можно повторить игру 2-3 раза.
Правила игры:
1. Проигравшим считается тот, кто ступил ногой в ручеёк.
2. Перебираться через ручей можно только по слов воспитателя «пошли».
Указания к проведению игры:
3. Вместо дощечек на площадке можно начертить кружочки.
4. Следует положить дощечки через ручеёк так, чтобы одновременно могли переходить ручеёк 4-5 детей.
Варианты игры:
После многократных повторений этого упражнения можно начертить несколько ручейков, один шире другого . В этом случае дети перепрыгивают сначала через узкий ручеёк, затем через более широкий и, наконец, через самый широкий. Если кто из детей не перепрыгнул через первый или второй ручеёк, он должен попытаться перепрыгнуть его ещё раз и только тогда подходить к следующему.

«Кто быстрее»

Цель: Развитие ловкости; упражнение воспитанников в беге в различных направлениях; закрепление умения строиться в колонну
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: 3-4 флажка
Описание игры:
Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или одной стороне ставятся на подставках 3-4 флага тех же цветов. Каждая группа строиться перед флагом своего цвета. Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем. По сигналу «На места!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух-трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.

Наталия Колмаченко
Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Комплекс

подвижных игр

для развития ловкости

у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения , стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к физическому воспитанию и развитию детей . В частности, среди задач физического воспитания актуальной задачей является развитие ловкости у дошкольников .

Актуальность данного комплекса подвижных игр заключается в том, что он содержит в себе два основных компонента : двигательную активность и игровое взаимодействие, являющихся неотъемлемой частью современной системы дошкольного образования . Ценностное отношение к здоровью через двигательную активность – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Целью комплекса подвижных игр является создание условий для развития ловкости у детей дошкольного возраста .

Задачи комплекса :

1) развитие ловкости у детей дошкольного возраста ;

2) развитие двигательной активности, интереса к совместному выполнению игровых упражнений;

3) воспитывать у детей самостоятельность , радостное эмоциональное отношение в процессе выполнения игровых упражнений.

Комплекс включает в себя 10 разнообразных по содержанию подвижных игр . Каждая игра направлена на развитие ловкости в процессе двигательной активности.

Комплекс составлен с учетом педагогических принципов :

Единство целей, содержания и методов;

Переход от простого к более сложному;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Для эффективного развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр используется словесный метод, который обращен к сознанию каждого ребенка, он способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Словесный метод включает такие приемы со стороны воспитателя как объяснение, пояснение, указания, поэтическое слово, беседа, замечания.

Наглядный метод позволяет воспитателю показать детям конкретные движения. Метод практической деятельности используется при разучивании движений и исполнении подвижных игр детьми .

Подбор игр зависит от возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста . Подвижные игры могут быть направлены на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на развитие мышц спины , мышц брюшного пресса, координации движений.

Формы деятельности : индивидуальные и групповые.

Предполагаемые результаты : развитие ловкости у детей среднего дошкольного возраста в процессе обогащения опыта при выполнении подвижных игр .

Комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

№ 1 Подвижная игра «Где спрятана»

Цель : Развития слухового внимания , ловкости .

Использованный материал : какой либо предмет.

Ход игры : дети становятся в шеренгу лицом к воспитателю. Детям предлагают отвернуться и закрыть глаза. Воспитатель прячет какой либо предмет, по сигналу игроки ищут предмет, а воспитатель направляет словами «тепло, холодно» .

№ 2 Подвижная игра ««Вышибала»

Цель : Развивать ловкость , выносливость.

Использованный материал : мяч

Ход игры : Дети становятся в круг, внутри круга – еще несколько игроков. Те, кто стоит в кругу, бросают мяч друг другу, но при этом стараются задеть мячом тех, кто стоит внутри. Тот, кого задели – «вышибли» – выходит из игры.

№ 3 Подвижная игра «Старые лапти»

Цель : Развивать ловкость .

Использованные материалы : мячи.

Ход игры : На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз про-катывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.

№4 Подвижная игра «С кочки на кочку»

Цель : развивать ловкость , закреплять навыки прыжков в длину.

Использованный материал : 4 кочку (любой предмет который напоминает кочку или изображено на земле)

Ход игры : Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки» . Задание для игроков перед вами болото, его необходимо пройти. Но по болоту просто так не пройдешь, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы переберетесь на тот берег. Кладете одну кочку , встаете на неё, рядом кладете вторую кочку , перепрыгиваете на неё, потом подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т. д. до поворота и в том же порядке возвращаетесь на линию старта передовая кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдет первой дистанцию.

№ 5 Подвижная игра ««Школа мяча»

Цель : развития ловкости , глазомер.

Использованный материал : Мячи

Ход игры:

Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об пол и поймать одной рукой (правой, левой) .

Подбросить мяч вверх хлопнуть в ладоши поймать двумя руками (не прижимая к телу мяч) .

Ударить мяч об стену и поймать одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать мяч.

Ударить мяч об стену из за головы, из под ног (правой, левой) поймать мяч.

№ 6 Подвижная игра «Мушкетеры на льду»

Цель : развития ловкости .

Ход игры: Мушкетеры на льду

В хоккее игра начинается с вбрасывания шайбы. Обе команды стремятся первыми овладеть ею. В игре "Мушкетеры" "хоккеисты" образуют пары, кладут на лед рядом два пластмассовых обруча или рисуют два круга диаметром 0,5 - 0,7 м, в центре которых кладут по шайбе. Затем по сигналу игроки, скрестив клюшки, стараются выбить шайбу из круга соперника. Выбитая шайба - одно очко. Играют до пяти очков. Если оба соперника наберут по четыре очка, побеждает тот, кто обгонит на два очка.

№ 7 Подвижная игра «Шлёпанки»

Цель : Развивать ловкость и быстроту реакции .

Ход игры : Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5 : пятый - водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении : Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих

№ 8 Подвижная игра «Пингвины»

Цель : Развивать ловкость и выносливость .

Материалы : 2 мяча любого размера, фишки или флажки для обозначения место поворота.

Хо игры : Дети делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному.

Перед каждой командой на расстоянии от линии старта лежат мячи, через 7-8 м стоят фишки или флажки для обозначения место поворота.

По сигналу игроки команд по одному зажимают мяч между ног и начинают движения до фишки или флажка, обходят и возвращаются на линию старта передовая мяч следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой пройдет дистанцию.

№ 9 Подвижная игра ««Найди мяч»

Цель : Развивать у детей наблюдательность , ловкость .

Материал : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки» . Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

№ 10 Подвижная игра «Игра в цвета»

Ход игры : Все становятся в круг, внутри – ведущий. Кто-нибудь из круга спрашивает : «Какой цвет?» , а ведущий громко выкрикивает : «Синий!» . Все бегут, чтобы дотронуться до любого предмета синего цвета, а дотронувшись, остаются стоять возле него. Кто последний – выбывает или сам становится ведущим.

Подвижные игры

подвижный игра физический развитие

Введение


Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию.

Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

1.Игра как средство воспитания


Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.


2.Игра в жизни ребёнка


Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.


3.Оздоровительное значение подвижных игр


Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Цели и задачи:

сформировать у учащихся ГНП начальное представление о «культуре движений»;

сформировать у уч-ся гнп мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.

выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;

учить уч-ся гнп сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

развивать умения ориентироваться в пространстве;

развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать активность и самостоятельность;

обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

При проведении занятий можно выделить два направления:

.Оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

.Повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

Подвижные игры - это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Ожидаемый результат:

у выпускника групп начальной подготовки выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

сформировано начальное представление о культуре движении;

учащийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

умение работать в коллективе.

Картотека подвижных игр.

«Медведь спит», «Весёлая скакалка», «Снип -Снап», «Быстрая тройка»,»Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.


Дата№ТемаРазв. и форм. качеств у учащихсяИгрыОборудование1Мир движений.формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья«Игра белок», «Разведчики», « Щенок»кубики, мелки, обручи, скакалки2Красивая осанка.формирование правильной осанки и развитие навыков бега«Хвостики». «Паровоз»гимнастические палки, ленточки. Скакалки3Учись быстроте и ловкости.развитие ловкости; воспитание чувства ритма«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный»скак., мелки, шап., шарф. Вар., лыжи. Лыж. палки.4Сила нужна каждому.развитие силы и ловкости«Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками»мешочки, скакалка, коврики5Ловкий. Гибкий.развитие гибкости и ловкости«Снип -Снап», «Быс. тройка»Гимнас. палки, скакалки6Весёлая скакалка.развитие ловкости и внимания«Мед. спит, «Весёлая скакалка»кубики, скакалки7Сила нужна каждому.развитие выносливости и силы«Очистить свой сад от камней»,мешочки, мячи8Развитие быстроты.развитие быстроты«Ком. салки», «Сокол и гол.»мячи, скакалки9Кто быстрее?развитие скоростных качеств, выносливости«Найди нужный цвет», «Разведчики»мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики10Скак.- выручалочка.развитие силы«Удочка с приседанием»,скакалки, коврики11Ловкая и коварная гимнаст. палка.развитие быстроты и ловкости«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга»Гимн. палки, мал. мячи, обручи, фиш., волейб. мяч12Команда быстроногих «Гуси - лебеди».развитие силы и ловкости«Лиса и куры»,обручи, гимнастические палки, скакалки13Выбираем бег.развитие скор. качеств, ловкости«Кто быст?», «Сумей догнать»мяч, фишки, флажки14Метко в цель.развитие меткости и координации движений«Метко в цель», «Салки с большими мячами»кегли, малые мячи, большие мячи15Путешествие по островам.развитие меткости и координации движений«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте»мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина16Развиваем точность движений.развитие глазомера и точности движений«Вращ. скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»гимнастические палки, мяч17Горка зовёт.развитие физических качеств выносливости и ловкости«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»ледянки18Зимнее солнышко.развитие вынос. и ловкостиБыс. спуск», «Веер», «Паров.ледянки19Зимнее солнышко.развитие вынослив. и ловкости«Кто быстрее приготовиться»ледянки20Штурм высоты.развитие вынослив. и быстроты«Штурм высоты»флажки21Снежные фигуры.развитие вынослив. и ловкости«Салки»флажки22Закрепление. Игры на свежем воздухе.развитие выносливости и ловкости«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся23Мы строим крепостьразвитие физических качеств выносливости и ловкости«Мороз - Красный нос» Игры по желанию учащихсялопатки, санки24Мы строим крепостьразвитие физ. качеств вын. и лов.Игры по желанию учащихсялопатки, санки25Игры на снегуразвитие вын. и скор. качеств« Гор.». Игры по жел. учащихсяфлажки26Удив. пал. гимнас.развитие ловкости и быстроты«Мет. в цель», «Попади в мяч»Тен. мячики, 2 вол. мяча27Разв. скор. качеств.Раз. скор. качеств и меткости«Быстро в строй», ком. «колд.»мячи28Развитие выносливости.развитие выносливости, быстроты и реакции«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»мяч, гимнастическая палка29Развитие реакции.Раз. быстроты, скорости, реакции«Пустое место», «Час. и разв.»мешочки с песком30«Удочка».Раз. быстроты и выносливости«Удочка», «Не урони мяч»булавы, мяч, фишки31Прыжок за прыжком.Раз. Быс., ловк., выносливости«Прыжок за прыжком»флажки, эстаф. палочка32Мир дв. и здоровья.развитие ск. качеств, ловкости«Хвостики», «Пад. палка»ленточка, гим. палка. мячи33Мы стали быс., лов., сил., выносливыми.развитие ловкости и быстроты«Точ. поворот», «Второй лиш.». «Если бы ноги стали руками»

Литература


В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.

Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.

Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.

В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.

Г.А. Воронина. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

При планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий вышеназванные физические качества эффект.

Значение подвижных игр на развитие ребенка

Для ребёнка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме, оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка . Они способствуют созданию бодрого настроения у детей. Увлечённый игрой, ребёнок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Кроме того, увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности . В Приложении 1 представлены игры различной направленности.

Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей. Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию . Кроме того, занятия подвижными играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Подвижным играм присущи и образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Наиболее образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею.

Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

Таким образом, подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: