Презентация развитие речи детей через дидактические игры. Роль игры в развитии речи дошкольника. В группе имеются игры

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Речевые игры и упражнения для дошкольников » (по возростам) Выполнила: воспитатель Аверкина Е.Ф.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.

Речевые игры можно объединить в четыре основные группы: 1. группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 2. группа - и гры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. 3. группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др.

С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов (А. Барто). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.

Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используйтся звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би; лягушка квакает - ква-ква-ква; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.

«Кто дольше?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.

Упражнение для языка «Лошадка» ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

« На птичьем дворе» Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»! Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»! А индюк среди двора – «бал – бал – бал»! Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.

«Голоса животных» Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

«Пчелки » Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу. Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка. Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же. Слова пчелок-детей Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.

«Досказалка» Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

«У медведя во бору» Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р. Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,- рычит медведь. «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», - объясняет правила игры воспитатель.

Слова: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!» Движения: Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.

Речевые игры для детей «Один – много » о дин листочек – много листочков

«Назови ласково » гриб – грибочек ягода - ягодка

Речевые игры для детей «Кто как передвигается?» «Кто какой голос подаёт?» «Кто где живёт?»

Средний дошкольный возраст Что это? Зачем? Куда? Откуда?

В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста « Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».

Зеркало Цель игры: р азвивать речевую и двигательную активность. Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.

Мыши Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут - вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

«Так бывает или нет?» Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

" Назови одним словом"

Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь. В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Игры для детей старшей и подготовительной групп: « Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица? », «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».

Летает, плавает, бегает Материал: мяч. Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает. Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

« Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

Игра «Скажи наоборот»

«Найди отличия»

Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.

Назови - первый звук в слове УТКА - (У) - первый звук в слове ПАЛКА - (П) - последний звук в слове СУП - (П)

«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

"Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш

Придумай небылицу Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...» Примерный рассказ воспитателя: «Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».

Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,- предлагает воспитатель.

«Магазин» Цель игры. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.

«Исправь ошибку» Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово. Описание: Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.

Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. Ход игры: 1 . Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети. 2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3 . В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально. Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью. «Подскажи звук»

Например: На солнышке грелся черноухий котено … На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму купить ша… На лесную полянку выбежал зая… В зоопарке жили: сло.., бегемо.., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету…, куриц…, утят…

«Цепочка слов (города)» Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов: Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан

«Радио» Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания: - Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: " Нет такой девочки (мальчика) у нас!" Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.

«Палочка остановись» Цель: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Правило: 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре. 2 . Дети называют слова и передают одновременно палочку. 3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый… Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает… Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

Спасибо за внимание!!!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

3 слайд

Описание слайда:

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

4 слайд

Описание слайда:

Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

6 слайд

Описание слайда:

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Звукоподражание «Чей это голос?», «Кто как говорит» Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку», «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета «Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино», «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Сравни разных зверят», «Кто лучше похвалит» Ознакомление с противоположностями «Куклы рисуют и гуляют», «Куклы: веселая и грустная» Закрепление представления об обобщающих словах «Назови одним словом» Образование форм род. падежа мн. числа существительных «Чего не стало?», «Прятки» Подбор глаголов «Кто, что умеет делать?», «Где что можно делать? », «Закончи предложение», «Оркестр», «Добавь слово», «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа, нового окончания знакомой сказки «Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками По сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Коза с козлятами» …

7 слайд

Описание слайда:

Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

8 слайд

Описание слайда:

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи «Найди первый звук», «Как слово звучит», «Громко-шепотом», «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) «Кто больше слов скажет», «Кто заблудился?», «Кого можно гладить», «Шишка», «Ручка-ножка», «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт», «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника»

9 слайд

Описание слайда:

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

10 слайд

Описание слайда:

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой, слоговой и смысловой стороне слова «Что такое звук, слово, предложение?», «Едем, летим, плывём», «Найди слова», «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, антонимов, сходных по звучанию слов) «Что вы видите вокруг?», «Скажи какое», «Найди точное слово», «Это правда или нет?», «Назови одним словом», «Высокий - низкий» Формирование грамматического строя речи «Кто у кого», «Один-много» Развитие связной речи «Составь описание», «Придумай рассказ», «Скажи точнее»

11 слайд

Описание слайда:

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

14 слайд

Описание слайда:

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

Cлайд 1

ГБОУ СОШ с.Курумоч детский сад с/п Белочка-1 «Роль игры в ризвитии речи дошкольника» Воспитатель первой категории Нуйкина Ю.В.

Cлайд 2

Актуальность Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращается к слову как особому объекту познания, начинает играть со словом,обследовательно, Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогощению словаря и речи ребёнка в целом.

Cлайд 3

Cлайд 4

Задачи Создание условий для формирования грамматического строя речи. Совершенствование грамматического строя речи через игру. Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений

Cлайд 5

Условия речевой уголок подбор настольно-печатных дидактических игр в соответствии с возрастом предметно-развивающая среда

Cлайд 6

Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи Игры и упражнения на занятиях по развитию речи Раскрытие значения "маленьких слов" в словосочетаниях (работа над пониманием предлога) Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой?какая?какое?) Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором, лети-летит-летят) Исправление, подсказка правильной формы слова.

Cлайд 7

Cлайд 8

Игры для грамматического строя речи « Размыто письмо»; « Живое слово»; «Дополни предложение»;

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности,поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления,речевого общения,планирование и организации деятельности его поведения,формирование социальных связей.

Опыт работы «Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »

представляет воспитатель

МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Классен Елена Ивановна

Оренбургская область


«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А.Сухомлинский

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский


Структура описания опыта

  • Информационный блок
  • Описание технологии опыта
  • Заключение

I. Информационный блок 1. 1. Визитная карточка

Образование среднее специальное, Орское педагогическое училище, 1988 г., г.Орск, воспитатель детского сада

Педагогический стаж: 29 лет

В данном учреждении : 3 г .

Занимаемая должность: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Аттестация: воспитатель первой квалификационной


1.2. Условия возникновения и

становления опыта.

Становление опыта

База МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Красногвардейского района Оренбургской области.

Условия возникновения опыта

- требования ФГОС ДО;

- теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.


1.3. Актуальность педагогического опыта

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.


1.4. Противоречие и проблема опыта

Противоречие:

между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности.

Проблема:

создание игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотаблиц

для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.


1.5. Идея педагогического опыта

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.В пересказе;

3. В составлении рассказов;

2. В заучивании стихотворений;

4.В формировании грамматически развитой речи.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс

строится

на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего,

деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.


1.6.Диапазон опыта и степень его новизны

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами именно в НОД позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка. применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.


II. Описание технологии опыта

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:

создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через игру.

Задачи:

- определение особенности формирования и развития

речи дошкольников средствами игровых и современных

образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в

интеграции с мнемотехникой способствовать

развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников


2.2 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии:

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)

Гвоздев Александр Николаевич 1892-1959

Тихеева Елизавета Ивановна (1867-1943)

Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982 г)

Водовозова Елизавета Николаевна (1844 – 1923)


2.3 Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин.

«Учите играя» (под ред.Сохина Ф.А.)

«Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)

«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.)

Ушакова Оксана Семеновна

Цейтлин Стелла Наумовна


2.4 Роль дидактических игр в речевом развитии.

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Виды дидактических игр

Структура дидактической игры

Дидактические игры

Настольно – печатные игры

Игры с предметами

Словесные

игры


2.5 Современная образовательная технология - мнемотехника

у Глухова В.П. - блоки-квадраты;

у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов

у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы

у Большевой Т.В. – коллаж;

у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели.


Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.


Структура мнемотехники

отдельный схематичный рисунок с определенной информацией

таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.




2.6 Организация образовательной предметно

развивающей среды в группе центр речевого

развития «Будем говорить правильно».

В группе имеются игры:

1.«Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.

2.«Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

3. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

4. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

5. «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.

6. «Что? Откуда? Почему?».

Цель: учить рассказывать

о предметах быта.

7. «Птичий базар».

Цель: учить описанию птиц.

8. «Герои русских сказок».

Цель: учить пересказывать

сказки.

9.Лото и другие


Дидактическое пособие-игра

«Солнышко речистое»

Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Речевые игры, входящие в пособие:

1 . «Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме. 2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

5 . «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. 6 . «Сколько?» Цель:Упражнение в согласовании существительного и

числительного.

И другие



Изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов. Рисуются блоки –рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей. (из собственного опыта)

Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку.


2.7. Составление рассказов, пересказ, заучивание стихотворений по мнемотаблицам .

Модель сказки.

НОД «Здравствуй зима»

Рисование мнемотаблиц детьми и составление рассказов по ним


2.8.Результативность

2016 -2017 уч.год

высокий

2016 – 2017 уч.г.Старшая группа 1-й срез (05.09.2016)

2016– 2017 уч.г.Старшая группа2-й срез (05.01.2017)

средний

низкий

2016 – 2017уч.г Старшая группа 3-й срез (15.03.2017)


2.8.Результативность

Диагностика речевого развития детей старшей группы

2016 -2017 уч.год

2.7. Результаты.

Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекает детей, превращает занятие в игру. У детей появляется интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее; у дошкольников появляется

желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.


III. Заключение

3.1 Вывод

На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.


3.2. Трудоёмкость педагогического опыта

и область его применения

Трудоёмкость опыта

Необходимость в:

- в освоении большого пласта дополнительной литературы;

- в самостоятельном подборе игр и наглядно – иллюстративного

материала, мнемотаблиц;

- в моделировании наглядных пособий;

- в разработке игр и упражнений, способствующих развитию речи.

Адресная направленность и область применения опыта

Данный опыт предлагается педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, родителям.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 1999

3.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – изд.Волгоград:Учитель 2016

5.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

6.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

7.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М.:Просвещение, 1987.

8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.- М.:Просвещение, 1991.

9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 - 71с.

10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”, 2009.

11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, №4, с. 102-115

12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004

Презентация на тему «Использование дидактических игр в развитии речи у дошкольников с ОНР» будет интересна и полезна воспитателям, педагогам, работающим в логогруппе.

В настоящее время работаю в логопедической группе с детьми 5-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. В наше время, век инноваций и технологий, таких детей становится всё больше. Многие из них просто педагогически запущены. И здесь важно использовать дифференцированный подход к обучению и воспитанию.

Как известно, ведущая деятельность у детей логопедической группы, как в простой группе – игра. Именно в этой деятельности происходит развитие всех компонентов языка. Всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком.

В работе представлена классификация игр. Их много. Хочу подробнее остановиться на дидактических играх. Любая дидактическая игра несёт в себе определённую информацию: близкую и понятную дошкольникам, надолго привлекает внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывая у них желание рассматривать, действовать, играя, вернуться к этому занятию вновь. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко.

Существует более 500 дидактических игр.

Они объединены в 3 большие группы. У каждой есть своя структура с учетом интереса детей. Обязательными её элементами являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила, которые устанавливает воспитатель и контролирует, но осторожно, чтобы интерес к игре не снизился. На первом этапе автор играет вместе с детьми, на втором – наблюдает, как дети усвоили правила, и если нужно, оказываю необходимую помощь, на третьем – наблюдает со стороны как дети самостоятельно играют по выученным правилам. Кроме обучающей задачи игра воспитывает усидчивость, умение проигрывать, радоваться чужой победе, умение соблюдать правила игры. Продолжительность игры не более 5-10 минут (индивидуально и коллективно).

Родители активно принимают участие в жизни нашей группы. Помогают пополнять развивающую среду, участвуют в мастер-классах, круглых столах. Наши совместные игротеки помогают им увидеть своего ребенка в другой среде, отличной от домашней. Родители не только наблюдают за ходом игр, но и являются участниками процесса. После таких игротек они лучше выполняют домашнее задание, понимают, какая дидактическая игра тяжело дается ребенку, и в каком месте нужно ему помочь, уступить, создать ситуацию успеха.

С учетом личных достижений воспитанников планируется и проводится коррекционная работа с использованием дидактических игр.

Дидактические игры несут не только речевую нагрузку, но и развивают память, внимание, быстроту реакции, координацию движений и могут применяться в разных видах деятельности, в режимных моментах педагогами и родителями дома.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: