Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры. Спортивные игры Список использованной литературы

    Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.


    В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры - мощное средство для гармоничного развития личности ребенка. Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.


    Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».
    Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

    Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно - силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" »

Толкова Светлана Викторовна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №8, 446306, Самарская область, г. Отрадный, улица Орлова д.20 кв.28, е-mail: [email protected], 89276937721

Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка.

Урок физической культуры, более чем какой-либо другой урок, таит в себе для ребёнка радость: само движение - радость для растущего организма. И если учитель чётко организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребёнка, так же, как и стремление ко всему новому и необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость движения, радость познания нового, радость открытий.

Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетно-ролевых игр.

Именно поэтому грамотное использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей работе я активно использую сюжетно-ролевые игры в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

    укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;

    формирование знаний и умений в области личной гигиены;

    приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

    воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;

    развитие творческих способностей детей на уроках физической культуры.

Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры – мощное средство для гармоничного развития личности ребенка. Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.

Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку. Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал, танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным. Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.

С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игры «Путешествие в Джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон», «МыРобинзоны».
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕТАТИВОМ для 1 - 4 класса

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
Назначение: подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе, кроме того, они являются ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности. «Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом» (В.Е. Гриженя). Игра может проводиться в самых различных условиях: в зале, на спортивной площадке, в рекреации как во время уроков по физической культуре, так и во время внеклассных мероприятий, использоваться как средство активного отдыха в оздоровительном лагере. При этом возраст и количество участников могут быть совершенно различными и ничем не регламентироваться.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, организаторам в детских садах.
Описание: игры активизируют познавательную деятельность, развивая наблюдательность, внимание, двигательную память, воображение, сообразительность. Социальное значение игры связано с тем, что игры носят коллективный характер и приучают взаимодействию, которое строится на чувстве товарищества, солидарности и ответственности. методически правильно построенные и систематически используемые подвижные игры оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, дыхательную и другие системы организма. В процессе игры повышается функциональная деятельность, вовлекаются в работу крупные и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах, совершенствуются двигательный и зрительный анализаторы.
Цель: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности в процессе применения подвижных игр,
Задачи:
1. Воспитание потребности к подвижным играм;
2. Воспитание коллективизма, взаимодействия и взаимопонимания; потребности в движении, общении, самостоятельности, получении положительных эмоций, новизне, самоутверждении;
3. Раскрытие потенциала каждого ребенка;
4. Комплексное развитие физических качеств;
5. Удовлетворение биологических и социальных потребностей занимающихся.

Здоровье подрастающего поколения вызывает сегодня серьезную обеспокоенность и является предметом заботы государства и общества. Для решения данной проблемы большое значение имеет формирование физической культуры личности школьника, в содействии развитию которой большое значение имеют подвижные игры, позволяющие прививать устойчивый интерес и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения в контексте ведения здорового образа жизни.
Эффективность процесса физического воспитания напрямую связана с повышением творческой инициативы, самостоятельности, расширением средств физического воспитания, удовлетворением актуальных потребностей личности ребенка в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Все эти задачи с успехом могут решать подвижные игры.
Н. К. Крупская называла игру «естественной потребностью растущего детского организма». Подвижная игра имеет неограниченные возможности по той простой причине, что она способствует удовлетворению многих потребностей одновременно: в движении, самоутверждении, получении положительных эмоций, разрядке, общении, самостоятельности, новых впечатлениях и т.д.
Большое количество подвижных игр по своей сути являются очень похожими, различаются отдельными нюансами правил, но имеют одинаковое основное содержание: один или несколько водящих, догоняют и ловят других игроков, после чего пойманные игроки меняются с ними местами.
Вашему вниманию предлагается несколько вариантов подвижных игр, которые имеют словесное сопровождение (речитатив), что делает их более эмоциональными и выразительными, способствуя развитию творческого воображения. Данные игры используются в основном с детьми, обучающимися в начальной школе.

1. «Два мороза»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на противоположных концах зала или площадки, на расстоянии 10-15 метров отмечаются параллельными линиями «дом» и «школа». Из числа играющих выбираются два «мороза» - «мороз синий нос», и «мороз красный нос», все остальные «ребята», которые располагаются за линией дома. Посредине между «домом» и «школой» стоят два «мороза».
Содержание и ход игры: морозы обращаются к ребятам со словами:
«Мы два брата молодые, два мороза удалые!»
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я мороз – красный нос!»,
другой: «А я мороз – синий нос!»,
и вместе: «Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?»
Ребята все вместе отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»
После этих слов играющие бегут из дома в школу. Морозы ловят, «замораживают» пробегающих, и те тут же останавливаются на том месте, где их «заморозили» морозы. Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой, и они присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек выбирают новых морозов из числа непойманных игроков, а пойманных подсчитывают и отпускают, после чего они присоединяются к остальным игрокам, после чего игра начинается сначала.
Правила:
Играющие должны выбегать из дома только после произнесения слов, при этом нельзя бежать обратно в дом или останавливаться на месте.
Если играющий не соблюдает данные правила, он считается пойманным.
Пойманный должен оставаться на том месте, где его «заморозили».
ускорения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает к коллективным действиям и взаимовыручке, учит организованно бегать, одновременно и по сигналу включаться в игру, при этом, развивая самостоятельность и инициативу, творческое воображение. Игра развивает быстроту, скоростную выносливость, ловкость.
Методические рекомендации:
Поскольку игра носит тематический характер, её целесообразно проводить осенью или зимой.
Если игра проводится на воздухе, то речитатив можно сократить до слов: «Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?».
Пойманные игроки, чтобы не замерзнуть от длительного стояния могут выполнять двигательные действия, например прыжки.
В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся морозам, а также лучшая пара водящих.
Если позволяет время, желательно, чтобы все играющие побывали в роли морозов.
Если игра проводится в смешанном составе (мальчики и девочки вместе), то можно выбрать в качестве водящих мальчики и девочку, при этом девочка «морозит» девочек, а мальчик мальчиков.
Игру можно проводить, начиная с 1 класса.


3. Выбор неподготовленных водящих.
4. Проведение игры не соответствует сезону.

2. «Гуси - лебеди»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: по сторонам зала или площадки длинной линией отмечают «дома» «гусей», между ними «волчье логово». Одного или нескольких играющих выбирают «волками», другого «хозяйкой гусей»; остальные участники – «гуси» и «лебеди». Волк становится в логово, гуси – лебеди в своем доме, хозяйка в стороне от гусей.
Содержание и ход игры: хозяйка гусей подходит к дому и громко говорит:
«Гуси – гуси!»
Гуси отвечают: «Га-га-га!»
Хозяйка спрашивает: «Есть хотите?»
Гуси отвечают: «Да, да, да!»
Хозяйка предлагает: «Так летите же домой!»
Гуси отвечают: «Серый волк под горой, не пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет!» Хозяйка говорит: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси летят к себе в дом, а волк их ловит. Пойманные гуси идут в логово к волку, а игра продолжается.
Правила:
Гуси вылетают в поле, и волк начинает их ловить только после слов хозяйки.
Ловить можно только до границ дома.
Когда волк поймает несколько гусей, игра заканчивается, выбирается новый волк и хозяйка гусей и игра начинается сначала.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в сочетании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает организованно действовать в коллективе, одновременно и быстро включаться в игру, развивает навыки выразительной речи, творческое воображение, инициативу, ловкость, смелость.
Методические рекомендации:
Разучить текст нужно до начала игры.
Когда в игре принимает участие небольшое количество играющих, то можно продолжать игру до тех пор, пока волк не переловит всех гусей.
Если игра проводится впервые, то роль «хозяйки» может выполнять сам преподаватель, который может правильно воспроизвести речитатив.
На роль хозяйки лучше выбирать кого-либо из детей, освобожденных от занятий физической культурой.
Детям, которые находятся в логове волка, можно давать какое – либо простое задание (приседания, прыжки на месте и т.п.).
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Слишком большие размеры площадки.
3. Редкая смена ролей в процессе игры.

3. «Мы веселые ребята»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится квадрат, размеры которого зависят от количества играющих. Из числа играющих выбирается водящий.
Содержание и ход игры: играющие берутся за руки, образуя круг, в центре которого находится водящий. Игра начинается с того, что играющие идут по кругу в заранее обозначенную сторону, произнося речитатив:
«Мы веселые ребята, любим прыгать и скакать,
Но попробуй нас догнать!
Раз, два, три – беги!»

После произнесения этих слов играющие размыкают руки, и стараются выбежать за пределы размеченного квадрата. Водящий старается осалить любого из игроков, после чего пойманный игрок становится помощником водящего.
Варианты игры: все они проводятся по правилам основного варианта игры, но сюжетно-ролевая основа у них разная.
Совушка – сова.
Из числа играющих (мелких зверушек) выбирается Совушка – сова, которая сидит в середине круга, играющие ходят по кругу и произносят речитатив:
В лесу темно, все спят давно,
Но лишь одна сова не спит,
На суку сидит, головой вертит,
Но вдруг, как полетит!

После произнесения речитатива сова старается догнать и осалить детей.
Усатый сом.
На земле чертят линию, это «берег», с одной стороны суша, с другой вода. Выбирается водящий «сом», который стоит в «воде» на расстоянии 4-5 метров от берега. Все остальные стоят там же, но на расстоянии 1,5 -2 метров, лицом к берегу и произносят речитатив:
Под камнями сом не спит,
Он усами шевелит,
Рыбки, рыбки, не зевайте,
Все на берег выплывайте!

После этих слов сом старается догнать и осалить рыбок.
Кот Васька.
На площадке на колышки натягивается шнур на высоте 50-70 сантиметров от земли. Выбирается водящий – «кот Васька», который сидит на полу или на стуле на расстоянии 3-4 метра от шнура.
Кот Васька произносит слова:
На скамейке, у ворот
Отдыхает Васька кот.
Васька мышек сторожит,
Притворился, будто спит.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!

Дети осторожно, не задевая шнур, проползают и подходят к коту.
После слов последней строчки кот говорит мяу, - и начинает ловить мышей, которые убегают от него, не пролезая под шнуром, а оббегая его с любой стороны. Осаленные котом мыши идут в плен к коту. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего мышонка, который затем становится водящим.
Правила:
Играющие не имеют права убегать раньше, чем будет произнесен весь речитатив.
Водящий не имеет права осаливать игроков, которые находятся за пределами квадрата.
Игра продолжается, пока количество водящих и образующих круг не будет примерно одинаково.
Педагогическое значение: игра способствует воспитанию выдержанности, решительности, сообразительности, воспитывает ориентацию в пространстве и умение быстро бегать.
Методические рекомендации:
Нужно следить за строгим соблюдением правил, чтобы игроки не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова.
Необходимо следить за тем, чтобы водящий находился в центре круга и не покидал его раньше времени.
Для обеспечения безопасности занимающихся нужно, чтобы свободная зона за пределами квадрата была не менее 3 метров.
Для того, чтобы игра проходила интересно, можно сделать так, чтобы игроки образовывали круг, стоя спиной к водящему.
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Играющие всегда идут в одну сторону, а не чередуют направление движения при очередном повторе игры.
3. Игрокам всегда предлагается один и тот же вариант игры.

4. «Слепой медведь»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится большой круг – «берлога», в котором располагаются играющие «медвежата», из числа играющих выбирается водящий, которому завязывают глаза - это «слепой медведь».
Содержание и ход игры: играющие становятся вокруг медведя на расстоянии 2-3 метров и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и старается поймать кого – либо из играющих, которые от него убегают.
Правила:
Того, кого поймает медведь, становится слепым медведем.
Если медведь выходит за пределы игровой площадки (берлоги), играющие громко говорят:
«А куда поставил ногу?
Ты иди медведь в берлогу!».

Медвежата должны непрерывно хлопать в ладоши.
Речитатив: игра может начинаться словами:
Мы зверята, медвежата,
Ловит нас медведь лохматый,
Нас поймать совсем непросто,
Хоть мы маленького роста!

Преимущественный вид движений: ходьба, бег, со сменой направления движения и остановками.
Педагогическое значение: игра воспитывает умение ориентироваться в пространстве без использования зрительного анализатора.
Методические рекомендации:
Если играющих много, можно выбрать несколько слепых медведей.
Можно давать возможность медведю приподнимать повязку стоя на месте, для того чтобы сориентироваться, после чего надеть повязку и продолжить игру.
Речитатив лучше разучить до начала игры.
Если медведь не справляется, то его можно поменять до окончания игры.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большой размер площадки для игры.
2. Неоптимальное для игры количество медведей.
3. Редкая смена водящих.

5. «Маляр и краски»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на расстоянии 10-20 метров чертят две параллельные линии и на одной из них устанавливают гимнастическую скамейку. Сбоку между линиями чертят дом «маляра», который выбирается из числа играющих, выбирается водящий, остальные игроки становятся «красками».
Содержание и ход игры: краски садятся на гимнастическую скамейку или на землю за линией. Водящий распределяет между играющими цвета красок: красная, синяя, желтая, черная и т.д. Маляр при этом занимает место в доме. По сигналу к водящему подходит маляр и спрашивает у него:
Я пришел к тебе за краской
Занимаюсь я раскраской,
Разреши мне краску взять?

Водящий отвечает:
«А какую тебе дать?"
Маляр называет любой цвет краски. Участник игры с названием этой краски быстро встает со скамейки и бежит до второй линии.
Правила:
Маляр должен догнать краску и отвести её в свой дом.
Если маляр не поймает краску, то она возвращается в свой дом и меняет цвет, после чего игра повторяется.
Побеждает маляр, поймавший наибольшее количество красок, или краски, которые ни разу не были пойманы.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, быстроту реакции.
Методические рекомендации:
Если играющих много, то можно одновременно называть несколько красок.
Так же можно выбирать нескольких маляров.
Если маляров несколько, то 2-3 игрока могут быть красками одного цвета.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большое количество цветов красок, что приведёт к тому, что многие цвета не будут названы.
2. Редкая смена маляра, что приводит к его перегрузке.

6. «Воробышки - попрыгунчики»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук, перед их ногами чертится круг, из числа играющих выбирается водящий - «кошка», остальные играющие «воробьи».
Содержание и ход игры: играющие - «воробьи» запрыгивают и выпрыгивают за пределы круга, а водящий - «кошка», стоящий в кругу, старается их осалить.
Правила:
Водящий имеет право пятнать игроков только в пределах круга.
Побеждают игроки, которые сделали наибольшее количество прыжков в круг и обратно до окончания игры.
Пойманные игроки могут становиться помощниками кошки.
Игра заканчивается, когда «кошки» переловят всех «воробьёв».
Речитатив: перед началом игры играющие, стоящие за кругом - «воробышки» произносят слова:
Мы воробышки, мы крошки
Дразним, дразним злую кошку
Кошка ловит нас давно,
Не поймает все равно!

Педагогическое значение: игра содействует развитию ловкости и внимания, у водящего развивается наблюдательность, сообразительность и расторопность.
Преимущественный вид движений: прыжки.
Методические рекомендации:
Если присутствует большое количество ребят, то можно разделить их на несколько команд или по половому признаку.
Если уровень подготовленности игроков достаточно высокий, можно дать задание прыгать на одной ноге, произвольно меняя ногу.
В качестве кошки нужно выбрать наиболее ловкого водящего.
Чтобы нагрузка между играющими была распределена равномерно, можно просто давать штрафные очки тем игрокам, которых поймала «кошка».
Если играющие достаточно хорошо подготовлены, можно расположить их спиной к кругу и выполнять прыжки спиной вперёд.
Организационно-методические ошибки:
1. Размеры круга слишком велики.
2. Играющим не даётся задание подсчитать количество прыжков.
3. Руководитель не поощряет игроков к проявлению активности и те просто стоят, не выполняя прыжков.

7. «Птица в клетке»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: в зависимости от количества участников игры чертится круг, играющие располагаются вокруг круга. В центре круга стоит один из играющих – это «птица в клетке», возле которого располагается водящий («птицелов»), все остальные играющие располагаются за пределами круга.
Содержание и ход игры: играющие стараются выручить «птицу в клетке», забежав в круг и коснувшись её рукой, а водящий старается запятнать выручающих игроков.
Правила игры:
Водящий может ловить только игроков, находящихся в пределах круга.
Если ему это удается, то пойманные игроки становятся «пойманными птицами» и занимают место в центре круга.
Если им удается выручить пойманную «птицу», то игрок, который это сделал, становится водящим или пойманной «птицей».
Речитатив: игра может начинаться словами, произносимыми водящим:
Птицелов я очень ловкий!
Клетка есть и есть сноровка
Я поймаю много птиц,
Дятлов, воробьев, синиц.

Играющие, стоящие за «клеткой» «птицы» отвечают:
В клетке мы не бросим птицу
Дятла, воробья, синицу.
Хоть мы на тебя глядим
Птицу мы освободим!

Преимущественный вид движений: короткие ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает чувство товарищества и взаимовыручки, навыки выразительной речи.
Методические рекомендации:
Если «птицелов» поймал «птицу», она должна всем рассказать о себе (например, сказать название, где живет, чем питается).
В качестве птицелова нужно выбирать наиболее ловкого водящего.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточная мотивировка игроков на оказание выручки.
2. Отсутствие в игре межпредметных связей (отсутствие рассказа о пойманной птицы)

8. «Зайцы в огороде»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: мел, вырезанные из картона морковки, кочаны капусты.
Подготовка к игре: на полу (площадке) чертят два концентрических круга: наружный диаметром 7-9 метров, и внутренний 3-4 метра. Из числа играющих выбирают водящего «сторожа», который находится в середине малого круга, в «огороде». Играющие изображают «зайцев» и располагаются вне большого круга. В пространстве внутри малого круга разбрасывается морковка и капуста, таким образом, чем ближе к центру круга, тем её больше.
Содержание и ход игры: игра начинается с произнесения зайцами речитатива, после чего зайцы стараются, прыгая на двух ногах, проникнуть в огород, взять одну морковку или капусту и вернуться за черту большого круга, а сторож пытается их догнать и осалить.
Правила:
Сторож имеет право ловить зайцев только в огороде.
Зайцы, которых поймали, могут вернуться в игру, если они положат унесенную морковку или капусту на место.
Заяц имеет право брать за один раз не более одного кочана капусты или морковки.
Заяц, которого запятнали, и у которого нет морковки, и капусты выбывает из игры.
Игра заканчивается, когда в огороде не останется морковки и капусты.
Побеждает заяц, который сумел вынести из огорода самое большое количество овощей.
Варианты игры:
Зайцы должны прыгать только на левой или только на правой ноге.
Зайцы должны прыгать в приседе - «заячьими прыжками».
Пойманные зайцы выбывают из игры.
В игре можно использовать диалог между сторожем и зайцами:
Сторож: «Зайки, вы куда пропали?»
Зайки: «Мы в капусте отдыхали!»
Сторож: «А листочки не поели?»
Зайки: «Только хвостиком задели!»
Сторож: (грозит пальцем) «Вас бы надо наказать!»
Зайки: «Так попробуй нас догнать!»
Речитатив: игра начинается со слов, произносимых зайцами:
В огороде растет густо,
И морковка, и капуста!
Проберемся мы туда,
Пусть там сторож,
Не беда!

Преимущественный вид движений: прыжки - ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, прыгучесть, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
При проведении игры нужно внимательно следить за тем, чтобы играющие не уносили более одной морковки или капусты.
Нужно следить за тем, чтобы зайцы прыгали, а не бегали.
При проведении игры осенью на воздухе, можно использовать настоящую морковку.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточное для нормального проведения игры количество «овощей» на площадке.
2. Слишком большой или маленький размер «огорода».

9.«Через кочки и пенёчки»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: гимнастическая стойка.
Подготовка к игре: на одной стороне площадки проводится черта, за которой располагаются играющие. В 10-20 метрах от неё ставится стойка для прыжков – «ёлка». Около стойки становятся три – четыре водящих «пчёлки».
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя ребята выходят из- за черты и идут, высоко поднимая ноги, к стойке (ёлке), произнося речитатив:
Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки,
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал!

С этими словами дети останавливаются вблизи елки и продолжают говорить:
Глянь, дупло высокой ёлки, вылетают злые пчёлки!
Пчелки начинают кружиться вокруг ёлки и жужжать:
Жи-Жи-Жи – хотим кусать!
Играющие отвечают:
Нам не страшен пчёлок рой – убежим скорей домой!
– и убегают за черту, высоко поднимая колени, имитируя бег по лесу.
Пчелки стараются догнать убегающих, коснуться их рукой – «ужалить».
Правила:
Убегать можно только после слов: «Убежим скорей домой!», убежавшие преждевременно, считаются пойманными.
Игроки, которых ужалили пчёлки, выбывают из игры.
Пчёлки могут ловить игроков только после слов: «Вылетают злые пчёлки». Пойманные раньше не засчитываются.
Преимущественный вид движений: бег с высоким подниманием бедра со сменой направления движения.
Педагогическое значение игры: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
Текст необходимо разучить до начала проведения игры.
Можно специально выбрать одного из освобожденных игроков для того, чтобы он произносил речитатив.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра проводится с детьми, незнающими речитатива.
2. Дистанция не соответствует подготовленности детей.
3. Перед началом игры не рассказывается о том, что за насекомые пчелы и их значении в природе.

10. «Волшебная трава»

Место проведения: площадка, спортивный зал, рекреация.
Инвентарь: пучок травы, фант, мелкий предмет.
Подготовка к игре: выбирается водящий – «волк», дети произвольно располагаются на площадке.
Содержание и ход игры: участники игры вместе произносят слова:
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк,
Глупый волк, зубами щелк, зубами щелк, зубами щелк,
Не поймает волк меня, ведь есть волшебная трава!

После этих слов, водящий начинает ловить детей, которые, видя, что их неминуемо поймают, могут бросить свой пучок травы со словами:
Ты не ешь меня, вот волшебная трава!
Волк обязательно должен сначала поднять траву, и пока он это делает, у играющего есть возможность убежать подальше.
Правила:
Бросать траву можно только один раз.
Игроки, пойманные волком, выходят из игры, или становятся помощниками волка.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
При большом количестве играющих выбирайте несколько волков.
Если вместе играют девочки и мальчики пусть один волк (мальчик) догоняет мальчиков, а волчица (девочка) догоняет девочек.
Можно выбрать несколько волков, которые будут принимать участие в игре по очереди.
Организационно-методические ошибки:
1. Выбирается один водящий при большом количестве играющих.
2. Игра проводится на слишком большой площадке, что увеличивает нагрузку на водящего и уменьшает на остальных играющих.
3. Не учитывается мнение самих играющих (водящие назначаются сами руководителем).

11. «Самовар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: выбирается водящий – это «самовар», все остальные дети- это разные «сладости» становятся в широкий полукруг.
Содержание и ход игры: водящий (самовар) начинает игру со словами:
Самовар кипит, просит чай он пить!
Ведущий спрашивает: С чем же будет чай?
Самовар отвечает, например:
«С малиновым вареньем и хорошим настроением!»
Ведущий отвечает:
«Есть такая сладость!»
После этого игрок «малиновое варенье» должен оббежать вокруг полукруга, как указано на схеме, а самовар старается его запятнать.
Если такой сладости, которую назвал водящий, нет, то ведущий говорит:
Нет сладости такой, ты попей – ка, чай с другой!
После этого игра повторяется, и самовар называет другую сладость.
Правила:
Если водящий запятнал игрока, то тот становится новым водящим.
В конце игры отмечаются наиболее успешные игроки.
Игроки не имеют права оббегать полукруг, пока не произнесены слова речитатива.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
Можно называть две сладости сразу.
Если дети не могут сами придумать себе название сладости, то им можно это подсказать.
Организационно-методические ошибки:
Дети не ознакомлены с сюжетом игры и не знают слов речитатива.

12. «Теремок»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг это «теремок».
Считалкой выбираются звери: «мышка - норушка», «лягушка квакушка», «лисичка -сестричка», «зайка – зазнайка» и «мишка-ловишка», которые становятся за кругом.
Содержание и ход игры: игроки, образующие теремок, ходят, взявшись за руки по кругу, произнося речитатив:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,

Бежит мышка – норушка, останавливается напротив «дверей» и стучит в неё со словами:
«Я мышка – норушка, пустите меня в теремок»,
после чего проходит внутрь круга. Далее, бежит лягушка и спрашивает:
«Кто, кто в теремочке живет? »
«Кто, кто в невысоком живет?»

Мышка отвечает: «Я, мышка норушка. А ты кто?»
Я лягушка – квакушка
Мышка приглашает лягушку:
«Иди ко мне жить»
И таким образом в круг входят все остальные звери, а последним появляется мишка и произносит:
«Я мишка - ловишка»,
после чего все звери выбегают из круга, а мишка старается их поймать.
Правила:
Игра продолжается, пока мишка не поймает двух – трех зверей (по договоренности), после чего игроки меняются ролями.
Звери, спасаясь от мишки, могут пробегать через теремок, а мишка не имеет права этого делать.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
Перед проведением игры нужно ознакомить детей с содержанием сказки.
Все дети в процессе игры должны побывать в различных ролях.
Нужно объяснять ребятам, играющим роль зверей, о том, что можно использовать теремок в качестве защиты, пробегая через него.
Игру лучше проводить на открытом воздухе.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети выполняют в игре только одну роль.
2. Звери, спасаясь от мишки-ловишки, убегают слишком далеко от теремка.
3. Игра проводится в неприспособленном для этого помещении.

13. «Баба - яга»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг, в центре которого водящий - «Баба - яга» (девочка) или Кащей – бессмертный (мальчик).
Содержание и ход игры: игроки подходят к бабе яге (если это девочка) и дразнят её, произнося речитатив:
Баба – яга, - костяная нога
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!

После этих слов баба-яга, прыгая на одной ноге, старается поймать убегающих.
Если баба – яга долго не может никого догнать, она говорит:
Ох, стара, совсем я стала,
А может, мало отдыхала,
Хочу Нину
(называет имя любого игрока) попросить ,
За меня детей ловить.
Кащей в таком случае говорит:
Ох, совсем я старый стал,
Слишком долго отдыхал,
Хочу Мишу попросить,
За себя детей ловить!

Правила:
Если баба – яга, или Кащей поймал(а) кого-либо, пойманный становится новой бабой –ягой.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, внимание, находчивость.
Методические рекомендации:
Если водящий мальчик, то игроки произносят речитатив:
Старый Кащей, поел кислых щей,
По лесу бежал, всех зверей распугал,
По полю бежал, об зайца ногу сломал!

Если игра проводится впервые, в роли водящего может выступить сам руководитель.
Если игрок долгое время не может никого осалить, его нужно заменить.
Организационно-методические ошибки:
1. Детям не знают текст речитатива, поэтому путаются.
2. Слишком большая площадка для игры.
3. Излишне продолжительное пребывание одного игрока в роли бабы яги или Кащея.
4. Игра проводится для детей среднего школьного возраста.

14. «Жадный повар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: кегли или вырезанные из картона сосиски, или карандаши, обруч.
Подготовка к игре : считалкой выбирается «повар», который становится в «кухню», представляющую собой квадрат или круг размером 2х3 метра. Посредине кухни кладется обруч, в который ставятся кегли «сосиски». Дети - «котята» становятся вокруг кухни.
Содержание и ход игры: котята произвольно двигаются вокруг кухни со словами:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Жадный повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски!

После этого котята забегают в кухню, стараясь унести оттуда сосиски, а повар старается их осалить. Игроки, осаленные поваром, остаются в той позе, в которой их осалили. Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Правила:
Пойманный котенок должен придумать интересное название своей позе, и после этого он может продолжить игру.
Нельзя уносить больше одной сосиски зараз.
Если повар поймал котенка, который уже унес несколько сосисок, он должен вернуть одну из них на кухню.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Отмечаются котята, которые сумели унести много сосисок.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
При проведении игры в качестве сосисок можно использовать кегли, карандаши или что-либо другое.
«Озвучивание» игры сначала может проводить сам руководитель.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети плохо знают содержание текста.
2. Ребятам не рассказывается о том, что надо помогать животным.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6-8-летних детей.

«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной - вороны, другой - воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.
Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.
Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет - камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10-15 человек. Выбирается водящий - кот, все остальные - мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» - мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» - играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5-’ о человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой - белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который
берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту - передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д. Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.
Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
Бег вдвоем, надев един обруч;
Бег с ведением мяча;
Бег с переноской на себе партнера;
Бег с одной лыжей на ноге.
Бег в ластах;
Бег задом наперед (спиной);
Бег с прыжками через скакалку;
Бег с яблоком на голове;
Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам. Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один - налево, другой - направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.

«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.
На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.
Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.
Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
Метание мяча в убегающего партнера.
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
На расстоянии 6 м на землю кладут мяч. Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
Катнуть мяч с горки и догнать его.
Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.

«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.
Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.

«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры. Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта. Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.
Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.

«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5- 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
прижав мяч плечами;
зажав мяч спинами;
удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»
Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», - говорит первый; «Черная», - говорит второй; «Летает», - говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.

«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».
Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б-8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу - один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА
1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2. При броске заходить за стартовую черту нельзя - в этом случае бросок не засчитывается.

Аннотация: В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, гармоническое развитие личности, урок физической культуры.

Урок физической культуры, более чем какой-либо другой урок, таит в себе для ребёнка радость: само движение - радость для растущего организма. И если учитель чётко организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребёнка, так же, как и стремление ко всему новому и необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость движения, радость познания нового, радость открытий.

Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетно-ролевых игр.

Именно поэтому грамотное использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей работе я активно использую сюжетно-ролевые игры в процессе физического воспитания обучающихся младших классов.

С учетом воспитательно-развивающего значения игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
  • формирование знаний и умений в области личной гигиены;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
  • воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
  • развитие творческих способностей детей на уроках физической культуры.

Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры - мощное средство для гармоничного развития личности ребенка.

Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.

Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку. Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал, танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным. Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.

С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игры «Путешествие в джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон», «Мы - Робинзона».
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно - силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: