Клад барона Унгерна: разгадка тайны близка? История кладов калмыкии

Выскочили на выходных по утру промчатся по калмыкским степям.Сразу скажу под Ставрополем солнце и тепло.Какаво было наше удивление, по прибытию на место.Холодина,ветер,но хоть на голову нечего не падало.Места то какие красивые,нашей радости небыло придела.И вот началось.Оказалось что за ночь землю успело так прихватить что земля привратилась в бетон.К обеду расспогодилось,видно по фото.земля отошла,обошли посёлок под интересным названием Ахнуд,вроде пошли находки да немного но приятно...и тут нежданьчик.Подьезжает машина к нам и вылазиет из неё как думайте кто...господин товарисч майор при пестике и в форме,первый раз увидел ускоглазова полицейского..Он нам доходчива обьяснил что мы пугаем местных жителей а он тут участковый и ему тут мы не нужны.На наш вопрос а если мы переедим на соседнюю балку,он отвел,конечно переезжайте там не мой участок.красава.По находкам,к сажелению фоток мало.пару перстаков один на фото,второй с камнем ваще.Десятка два монет они в мыле откисают из них к стате кто понимает одна двушка 1902года.Одним словом приключения.Я ещё забыл упоминуть о всадниках на чёрных с какунах с карабинами за спеной выскачивших из темноты эт была жуть.Калмыки лётают по степяп как угорелые..Если проезжаете мимо кашары закрывайте окна в машине.Подходят собаки такие что им ненадо вставать на задние лапы чтоб заглянуть в окно.хех.так то.

Среди кладов попались несколько слитков серебра, шлиховое золото и даже целая неразграбленная гробница. О таких находках стало известно за истекшие 10 дней месяца октября.

1. Древняя гробница римской эпохи.

Город Милас в Турции, как и любой другой, развивается благодаря стройке. Однако на одной из стройплощадок обнаружилось нечто странное. Рабочие тут же вызвали археологов, которые с металлоискателями провели исследование местности. Оказалось, что была вскрыта погребальная камера, созданная 2400 лет назад. В ней было найдено 103 артефакта, относящихся к эллинистической и римской эпохам. Они относятся к тем временам, когда Милас был столицей древней Карии, и религиозным центром Лабранда.

«Так как камера никогда не была открыта и разграблена, все артефакты в ней сохранились нетронутыми по сей день. Среди находок - глиняные светильники, ритуальные чаши, подношения мертвым, посуда, косметические принадлежности, множество золотых нитей, а также уникальное ожерелье из кости», - рассказала директор музея Миласа Гульназ Саврань.

2. Когда два миллиона не лучше, чем один.

3. Метеорит весом 28 тонн.

В Аргентине с помощью глубинных металлоискателей удалось обнаружить огромный метеорит Кампо-дель-Сьело весом 28 тонн. Ну, собственно, этим все сказано. Булыжник отрыли, сфотографировали, повезли в научный центр исследовать. Очевидцы говорят, что под слоем грязи метеорит цветной - есть красные, зеленые, желты, белые и коричневые цвета. По прикидкам ученых, этот метеорит упал на землю около 4500 лет назад.

4. Дом с сокровищами.

Пользователь социальной сети Reddit с ником EvilEnglish очень сильно любил своих бабушку с дедушкой. А бабушка с дедушкой - его. И еще коллекционировать раные предметы. После смерти старики завещали свой дом в Тенесси внуку. Когда он приехал прибраться, то обнаружил очень грязный ковер… Он решил избавиться от затхлого ковра, но, подняв его, обнаружил сейф. А в сейфе - капсула времени 30-х годов, монеты до 1937 года, книги, деньги, даже серебряные слитки. Повезло, в общем, наследнику.

5. Нашли клад по карте.

В польском городе Любомеже произошло неординарное событие. Начиналось все, в принципе, стандартно: женщина позвонила в полицию и попросила задержать двух человек с металлоискателями, которые рылись у нее на участке. Оказалось, это были двое немцев, которые приехали искать клад по карте, оставленной умершим дедом. Он работал садовником и зарыл сокровища еще в 1952 году. Полиция запретила молодым людям копать без разрешения. Тогда они - внимание! - попросили разрешения у хозяйки участка, и та им разрешила.

Жители Гамбурга нашли часы, золотые украшения, запонки с драгоценными камнями, старинный портсигар и монеты XIX века. В итоге находки были отправлены на экспертизу. Если выяснится, что они представляют историческую ценность, то их отошлют в местный музей.

Что до околокладоискательских новостей, то их немного: разве что стоит упомянуть, что в Мангыстауской области Казахстана предположительно найдены остатки дворца эмира Едиге – одного из самых влиятельных правителей Золотой Орды. А в Калмыкии в музее Центрального хурула выставили «Шаттинскую коллекцию» - статуэтки, изображения божеств, лампадки и другие ритуальные раритеты, которые были найдены недалеко от поселка Шатта. Обнаружил их местный электрик Николай Иванов. Старинные культовые принадлежности, видимо, были спрятаны в земле кем-то из жителей поселка в дни репрессий 1943 года.

В Кетченеровском районе Калмыкии при раскопке степных курганов археологи обнаружили редкие захоронения, относящееся к раннему бронзовому веку.

ПО ТЕМЕ

Как сообщил "Интерфаксу" доктор исторических наук, профессор Калмыцкого государственного университета Петр Кольцов, при раскопках обнаружены погребения катакомбной культуры эпохи бронзового века и ямной культуры (2-3 тысячи лет до н.э.).

Ученые-археологи вузов Саратова, а также аспиранты и студенты Калмыцкого университета. В частности, археологи обнаружили погребение мастера-оружейника "в позе всадника". Останки его были покрыты охрой. Неподалеку нашли целый набор инструментов и наконечников, а также различные заготовки.

"Уникальность находок заключается в том, что по ним можно проследить весь процесс изготовления первобытных орудий - начиная с первого удара по гальке до готового изделия", - уверен профессор. По его словам, курганных групп вблизи поселков Шатта и Алцынхута будут продолжены. Ямную культуру датируют примерно 3600-2300 годами до нашей эры. Катакомбная культура относится к более позднему времени - 2000-1500 годам до нашей эры. Эта aрхеологическая культура эпохи энеолита - ранней бронзы в Каспийско-Черноморских степях занимала территорию от Южного Приуралья до Днестра и от Предкавказья до Среднего Поволжья.

Основной признак ямной культуры - погребальные памятники, захоронения под курганами. На раннем этапе ямной культуры распространены захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой скелетами головой на восток. Затем появляются погребения на боку с головой в сторону запада, медные изделия.

Молва утверждает, что эти несметные сокровища зарыты где-то в монгольской степи. Однако неоднократно выезжавшие туда экспедиции так и не смогли их разыскать. А в начале 30-х годов харбинский журналист Коробов, очевидно что-то знавший о кладе, предупреждал в газете русских эмигрантов «Рупор»: «Не вами спрятано — не вам и достанется, господа! Ценности, оставшиеся после Унгерна, перейдут к тем, кто раскроет тайну исчезновения главной кассы Азиатской дивизии. Ключ же от этой тайны находится в Гумбуме, одном из буддийских монастырей в Тибете».

Начало этой истории относится к лету 1917 года, когда генерал-майор Роман Федорович Унгерн фон Штернберг отбыл из Петрограда в Забайкалье в качестве эмиссара Керенского, чтобы укрепить среди казаков доверие к Временному правительству. Обратно барон не вернулся. Он стал сподвижником атамана Сибирского казачьего войска Григория Семенова, преемника «Верховного правителя Российского государства» адмирала Колчака. Но получивший чин генерал-лейтенанта Унгерн продолжал борьбу. В начале зимы 1920 года конная Азиатская дивизия, сформированная им из казаков, монголов и бурятов, вторглась в оккупированную китайцами Монголию. Пока растянувшаяся на многие километры армия барона — конница, пехота, артиллерия, обозы — медленно продвигалась по безводной желтой степи, сам он во главе передового отряда вышел к монгольской столице Урге (ныне Улан-Батор).

Он верил, что со взятием Урги начнется осуществление его грандиозного плана создания собственной империи, которая будет простираться от Тибета до тунгусской тайги. Будучи дальновидным политиком, барон Унгерн объявил себя защитником желтой или ламаистской веры. И даже торжественно принял ее, пройдя церемонию посвящения в буддийском монастыре. Он освободил правителя Богдо-гэгэна из китайского плена и после захвата Урги вернул тому власть над всей Монголией, после чего благодарный властитель пожаловал генералу титул Вана, а вместе с ним четыре высшие привилегии: право иметь желтые поводья на лошади, носить такого же цвета халат и сапоги, ездить в зеленом паланкине и прикалывать к фуражке трехочковое павлинье перо.

Желтый цвет — это солнце. Зеленый — земля, пробуждающаяся весенняя степь. Три очка в радужных перьях означают третью степень земного могущества — власть, имеющую третий глаз, чтобы читать в душах людей. Пятую привилегию «Облаченный в желтое, Направляющий свой путь желтым», как витиевато назвал Унгерна Богдо-гэген, присвоил себе сам: забирать в казну своей Азиатской дивизии все отвоеванное у китайцев золото, поскольку это желтый металл. В числе других трофеев туда попала и метровая статуя Будды из чистого золота. Впрочем, даже не она представляла главную ценность в легендарном кладе барона-буддиста. Значительно большую часть наличности составляла контрибуция, собранная с монголов китайцами якобы за неуплату долгов купцам и ростовщикам из Поднебесной, в сумме около 15 миллионов рублей в царских золотых. Их Унгерн считал своим личным капиталом, которым мог распоряжаться по собственному усмотрению.

К этому остается добавить, что, по меньшей мере с десяток не афишировавшихся их организаторами экспедиций — монгольских, советских и совместных — занимались в разное время поисками «клада Унгерна». С китайской стороны границы в районе озера Буир-Нур и реки Халхин-Гол тоже колесили по степи вольные кладоискатели из числа русских эмигрантов. Однако успехом никто похвастаться так и не смог.

Выходит, казна Азиатской дивизии окончательно утеряна? Для столь категоричного вывода, пожалуй, нет оснований. У «золота Унгерна» обнаружился... польский след. И вовсе не потому, что предки одной из ветвей его рода в 1526 году были приняты сеймом в состав польского шляхетства и получили герб. Просто по случайному стечению обстоятельств к судьбе барона и его сокровищ оказались причастны трое поляков.

Итак, первый источник — это некий пан Антоний Фердинанд Оссендовский , «литератор, путешественник, ученый», как значилось на его визитной карточке. В мае 1920 года он совершил поездку через всю Монголию и был гостем Унгерна. Перед расставанием, по словам Оссендовского, барон вручил ему мешочек с золотыми монетами достоинством 5 и 10 рублей. Эти деньги поляк должен был передать жене Унгерна, проживавшей в то время в Пекине. А еще генерал предоставил в его распоряжение свой шестиместный «Фиат».

Позднее Оссендовский описал это путешествие в своих мемуарах. Там можно, в частности, прочесть о посещении вместе с Унгерном Гандана — священного города буддийских монахов-лам. Причем барон в присутствии поляка якобы вручил настоятелю завещание и план тайника, в котором спрятаны полторы тонны золота. В завещании было сказано, что, если в течение пятидесяти лет не объявятся законные наследники, все золото должно быть употреблено на распространение ламаизма.

Что же касается места захоронения клада, то есть свидетельства очевидцев любопытного случая, героем которого был Оссендовский. Однажды на Рождество, будучи среди гостей, под влиянием винных паров «путешественник» сделал неожиданное признание. Подойдя вдруг к книжному шкафу, он взял с полки книжку своих мемуаров. Здесь, на странице сто четвертой, — важно заявил Оссендовский, — помещена фотография того места, где ждут своего владельца огромные ценности. Эту фотографию я сделал сам. Где именно? Скажу так: где-то у истоков Амура.

Итак, первое место клада — истоки Амура, хотя не исключено, если верить Оссендовскому, что мог быть заложен и другой тайник или даже несколько, поскольку после отъезда поляка события приняли неожиданный оборот.

Конечно, к сообщению «литератора, путешественника, ученого» можно относиться по-разному. Но многое из того, что он рассказывал об Унгерне и своем пребывании в гостях у командира Азиатской дивизии, в основном соответствует действительности. Убедиться в этом можно, сравнив тот или иной эпизод из его книги с соответствующими фрагментами из воспоминаний других участников тех же событий.

Вторым источником является Камиль Гижицкий , ополячившийся татарин из Галиции, которому довелось служить при штабе Азиатской дивизии. До этого он воевал против красных: сначала как легионер Отдельного Чехословацкого корпуса, а затем в рядах сформированной в Новониколаевске 5-й Сибирской дивизии генерала Чумы. Инженер по образованию и специалист по взрывному делу по военной профессии, Гижицкий пользовался полным доверием Унгерна, который поручал ему ответственные задания, требовавшие изобретательности и умения держать язык за зубами.

Гижицкому повезло: после разгрома Азиатской дивизии он сумел избежать плена и, в конце концов, вернулся в Польшу, где в 1929 году во Львове вышла книга его воспоминаний «По Урянхаю и Монголии». Этот человек из ближайшего окружения Унгерна прямо ничего не говорит о местонахождении клада. Единственное, что он позволяет себе, так это как бы между прочим высказать предположение: искать его следует вблизи озера Буир-Нур, в одной из бесчисленных, заполненных илом и жидкой глиной лощин, которые монголы называют «лагами». Распорядиться, чтобы золото было зарыто в земле, Унгерн не мог, утверждает Гижицкий. Ибо он чтил ламаистские обычаи, которые запрещают копать землю, считающуюся святой. Автор воспоминаний отмечает, что барон даже носил монгольские сапоги с загнутыми кверху носами, дабы ненароком не нарушить ламаистского запрета.

Значит, искать нужно не у истоков Амура, а вблизи озера Буир-Нур?

Как удалось установить историку Адольфу Дихтяру , это противоречие только кажущееся. Известно, что Амур образуется в результате слияния двух рек — Шилки и Аргуни. Значит, с географической точки зрения у него два истока. И если во Внешней Монголии, ставшей после революции МНР, принято считать, что Амур — это продолжение Шилки и Онона, то во Внутренней Монголии, входящей в Китай, с не меньшим основанием видят начало Амура в Аргуни. Оссендовский прекрасно ориентировался в географии Монголии и вот эти-то географические нюансы как раз и брал в расчет, когда привязывал местонахождение клада к истокам Амура.

На Хянгайском нагорье, откуда берет свое начало Онон, путешественник не был. Следовательно, если Унгерн доверил ему тайну клада, поляк мог сделать свой снимок только по дороге из Урги через Тамсак-Булак и Амгалан в Хайлар, переправившись через реку Халхин-Гол. Поэтому, говоря об истоках Амура, он имел в виду верховья Аргуни.

Далее, если взять крупномасштабную карту, то на ней видно, что вблизи своего устья Халхин-Гол делится на два рукава: левый впадает в озеро Буир-Нур, правый — в речку Орчун-Гол, соединяющую озера Буир-Нур и Далайнор, а последнее в свою очередь соединено протоком с Аргунью. Так что никаких расхождений между Оссендовским и Гижицким нет. Истоки Амура, о которых говорит первый, и озеро Буир-Нур, относящееся, как указывается в географических справочниках, к бассейну Амура, — это одни и те же места.

Наконец, есть еще и третий источник — Казимек Гроховский . По специальности горный инженер, он долгое время занимался разведкой месторождений золота в южной части Барги, вел геологические исследования на востоке Монголии. После Октябрьского переворота осел в Харбине, где в 20-е годы стал директором гимназии, в которой учились дети поляков, эмигрировавших из большевистской России. Тогда же начал собирать всевозможные материалы о поляках на Дальнем Востоке, на основе которых написал книгу, изданную в 1928 году в Харбине.

Унгерн тоже попал в поле зрения Гроховского. Вернее, не столько сам барон, сколько его сокровища, которые не давали покоя многим харбинским эмигрантам. На основании рассказов лиц, хорошо знавших командира Азиатской дивизии, Гроховский пишет, что в связи с неудачным началом похода на север первое, что счел необходимым предпринять Унгерн, так это отправить дивизионную кассу из района боевых действий в безопасное место на востоке.

После нескольких дней пути маленькая группа солдат, сопровождавшая ценности, наткнулась на отряд красных. Завязалась перестрелка. Унгерновцы поняли, что исполнение приказа барона зависит от быстроты их коней, и постарались оторваться от красных. Во время поспешного бегства им пришлось даже добивать собственных раненых из опасения, что те могут выдать секрет их миссии. Однако погоня настигала. И вот примерно в 160 километрах к югу от Хайлара они решили закопать золото.

Таким образом, в результате независимых изысканий Гроховского появляется дополнительное уточнение местонахождения клада — в 160 километрах или, скорее всего, верстах, ибо ни русские, ни тем более монголы метрической системой мер в то время не пользовались, к юго-западу от Хайлара. Но это как раз и будут окрестности озера Буир-Нур.

Площадь района вероятного захоронения «золотого клада Унгерна» составляет около 600 квадратных километров. На первый взгляд кажется, что найти его там, пожалуй, потруднее, чем иголку в стоге сена. Однако при использовании современной техники, в частности новейших магнитометров для съемки с воздуха, эта задача вполне может быть решена.

С VII века по IX на территории современной Калмыкии располагался центр одного из ранних государственных образований Восточной Европы — Хазарский Каганат. Хозяевами восточноевропейских степей в течение трех последующих столетий были печенеги, торки и половцы. В XIII веке территория Волго-Донского междуречья оказалась под властью Золотой Орды, после распада которой здесь кочевали ногаи. Последней волной, докатившейся до нижневолжских степей, были классические кочевники нового времени — калмыки или ойраты.

Предками калмыков являются западные монголы-ойраты, выходцы из Центральной Азии, Западной Монголии. В начале XVII века часть ойратских правителей улусов (улус - территориальная единица) переселилась в Россию. В 1608 году их послы были приняты русским царем Василием Шуйским, который дал положительный ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от казахского и ногайского ханов. Постепенно они осели в низовьях Волги, на территории современной Республики Калмыкия. С 1664 года существовало Калмыцкое ханство, которое было ликвидировано в 1771 году, после того как часть кочевого народа, недовольная усиливавшимся гнетом со стороны правительства России, предприняла неудачную попытку возвращения на историческую родину. Земли были колонизированы Российской Империей и разделены между Астраханской и Ставропольской губерниями. Автономию калмыки получили только после Октябрьской революции 1917 года.

Историческое наследие

Современная хозяйственная деятельность на территории Республики Калмыкия угрожает сохранности памятников исторического наследия, поэтому организуются спасательные археологические раскопки. Находки из степных курганов позволяют исследовать мир древних кочевников: понять и представить образ жизни, который вели в далеком прошлом кочевые племена, узнать, какие у них были религиозные представления.

Согласно официальным данным, в регионе около 200 тысяч древних курганов (по другим данным, в разы меньше - несколько десятков тысяч), являющихся археологическими памятниками разных эпох, от эпохи бронзового века (V-IV тысячелетие до н.э. - конец II тысячелетия н.э.) до золотоордынского времени (вторая половина 30-х годов XIII века - середина XV века). Здесь же встречаются погребения майкопской культуры (вторая четверть IV тысячелетия - вторая половина IV тысячелетия - начало III тысячелетия до н. э.).

На территории Калмыкии 341 памятник истории и культуры, из них - 51 памятник археологии. По подсчетам, в период с 1929-го по 1997 год на территории республики было раскопано 3885 погребений и 1289 курганов.

Исследования

Первый период изучения археологических памятников на территории тогда еще Калмыцкой автономной области начался в 1929 году под руководством директора Нижневолжского краевого музея (г. Саратов), профессора Саратовского университета П.С. Рыкова. Археолого-этнографическая экспедиция произвела разведывательные работы и раскопки в районе поселков Калмыцкий Базар (ныне Приволжск Астраханской области), далее, через Яшкуль, к тогда еще поселку Элиста, до озера Ханата. Это были первые археологические находки и этнографические предметы, собранные в ходе экспедиции на территории Калмыкии. Экспонаты сейчас хранятся в фондах Саратовского областного музея краеведения. Также сохранились работы, опубликованные по итогам раскопок.

В 1932 году в только провозглашенной столице Калмыцкой автономной области городе Элиста был создан Историко-этнографический музей калмыков. До начала Великой Отечественной войны были исследованы 124 кургана с 250 погребениями, но ни один из экспонатов довоенного времени не сохранился. Часть предметов из драгоценных металлов - 271 кг золота и серебра - по приказу советского правительства была отправлена на переплавку в Фонд обороны. Остальные экспонаты бесследно исчезли во время фашистской оккупации Элисты и в годы депортации калмыцкого народа.

Второй этап археологических исследований начался в 60-х годах XX века. Город Элиста медленно отстраивался после военных разрушений, люди возвращались к обычной жизни после тяжелого этапа депортации. В Калмыцкой республике, снова получившей статус автономии, наряду со строительством школ и больниц в числе первоочередных было принято решение организовать Калмыцкий краеведческий музей.

Возрожденная республика активно строилась: краю нужна была железная дорога, водохранилище, поэтому в короткие сроки проводилось большое количество спасательных археологических экспедиций. Первые экспедиции начала 60-х годов организовал профессор Калмыцкого института языка, литературы и истории У.Э. Эрдниев совместно с профессором саратовского университета И.В. Синицыным. Во время второго этапа археологических исследований было обнаружено 2192 погребения. Человеческие останки из курганов изучались научными институтами Москвы и Санкт-Петербурга. Практически все материалы были опубликованы, археологические находки переданы в Калмыцкий краеведческий музей, Саратовский музей краеведения и Государственный исторический музей, где хранятся и поныне.

Третий период масштабных раскопок датируется 1977 годом. С этого времени спасательные экспедиции стали практически ежегодными. Их проводили в зонах «строек века»: КАРОС - Калмыцко-Астраханской рисовой оросительной системы и КВЧ - канала «Волга-Чограй», нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск». Во время этих исследований был добыт уникальный материал. Полевые отчеты сдавались в научный архив Калмыцкого института, а после 1992 года - в архив РАН в Москве.

В настоящее время Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова насчитывает 70 тысяч единиц хранения и занимает два здания. Экспозиционные площади музея составляют более 1500 кв. м.

В 2008 году была опубликована монография археолога, к.и.н., сотрудницы КИГИ РАН Марии Александровны Очир-Горяевой «Археологические памятники волго-манычских степей» (свод памятников, исследованных в 1929-1997 годах), являющаяся уникальным справочником по археологическим исследованиям в Калмыкии.

Исследования антропологов, основанные на изучении костного материала из Калмыкии, внесли существенный вклад в расширение представлений о расовом типе, этнических различиях, болезнях и внешнем облике древнего населения евразийских степей. Калмыцкие степи до сих пор не потеряли привлекательности для ученых. Внедрение в археологию современных компьютерных технологий исследования, таких, как методы геоинформационных систем, позволяет изучать памятники, расположенные на значительном удалении друг от друга, а с помощью навигационных приборов, космических и аэрофотоснимков можно устанавливать самые точные географические координаты объектов и наносить их на карты. Новые технологии дают возможность более масштабного и глубоко изучения археологических памятников как в географическом, так и хронологическом аспектах.

Экспонаты

В Калмыцком краеведческом музее имени профессора Н.Н. Пальмова в городе Элиста хранится несколько уникальных коллекций, в числе которых коллекция археологических предметов. Например, хорошо сохранившиеся глиняные сосуды бронзового века катакомбной культуры (конец III тысячелетия до н.э. - середина II тысячелетия до н.э.). Керамика из погребений этого времени отличается большим разнообразием размеров, форм и орнаментации.

Из некрополей более позднего времени - изделия из драгоценных металлов. В погребении близ Яшуля были найдены части сбруи, которые являются настоящими произведениями древнего ювелирного искусства. Обнаруженные в захоронениях погребениях скифо-сарматского периода (VI век до н.э. - IV век н.э.) предметы узды или целые уздечные наборы рассматриваются археологами как символы коней, которые сопровождали покойного в загробный мир, чтобы служить ему там. Боевой конь в жизни кочевников был не просто ездовым животным. Он играл ключевую роль в повседневной жизни, а в мифологии и религиозных представлениях был одним из основных персонажей.

В музее хранятся уникальные женские золотые подвески с гранатовыми вставками, найденные в богатом женском позднесарматском (конец I века - IV век н.э.) погребении в местечке Аршань Зелмень, в шкатулке с другими украшениями.

В Калмыцком краеведческом музее также находятся три каменные статуи и фрагменты двух не полностью сохранившихся статуй из половецких погребений. За ними в археологии закрепилось название «Каменные бабы», как их называли в русских летописях (от тюркского слова «бабай» - предок). Они являлись символами прародителей, около них проводились церемонии, посвященные предкам рода или даже целого племени. Их сооружали на любых возвышенных местах, в том числе, конечно, на курганах. По каменным изваяниям можно судить об антропологическом типе половцев. «Каменные бабы» представляют собой прекрасные образцы половецкого костюма, украшений, оружия.

В Национальном музее Республики Калмыкия можно узнать полную историю калмыцкого народа. Здесь собран богатый этнографический материал, выставлена коллекция предметов буддийского культа и представлено современное изобразительное искусство Калмыкии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: