Особенности использования дидактических игр на уроках информатики. Дидактические компьютерные игры на уроках информатики в начальных классах Дидактическая игра по информатике

Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения предмета информатики в младшие классы общеобразовательных школ. Хотя настораживает тот факт, что часто решение о введении данного предмета в школьный план начальных классов обусловливается лишь наличием учебного компьютерного класса. Целью курса информатики при данном подходе является обучение детей работе на компьютере, используя его в качестве тренажера или демонстратора. Однако информатика - это наука о способах получения, накопления, обработки, передачи и представления информации и не сводится лишь к овладению навыками работы на компьютере в пользовательском режиме.

Такой предмет необходимо начинать изучать как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно. В связи с этим имеется много сторонников изучения информатики в младших классах. При этом цель курса - научить ребенка работать с информацией и, в частности, развить алгоритмическое и логическое мышление.

В настоящее время разработаны и выпущены такие пособия по информатике для младших школьников, как: «Алгоритмика» (А.К. Звонкий и др.), «Информатика в младших классах Машина Поста» (И.В. Мылов, В.Л. Духлянова), «Роботланлия» (Ю.А. Первин и др.), «Информатика для малышей» (В.В. Дубинина) и др. Большинство из этих авторов придерживаются позиции, что занятия по формированию навыков алгоритмического мышления принесут ученикам большую пользу вне зависимости от того, используется при этом компьютер или нет. Хотя авторы и не отказываются от применения вычислительной техники в процессе обучения и тем более на уроках информатики, но рассматривают компьютер и программы не как цель, а как средство обучения.

Раннее изучение курса «информатики» целесообразно и по другой причине: это даст возможность при изучении других учебных дисциплин вырабатывать привычку своевременного обращения к компьютеру непосредственно в ходе освоения соответствующих разделов программы, опираясь на имеющиеся навыки взаимодействия с компьютером.

В настоящее время нарастает тенденция изучения основ информатики, усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, иными словами, переход к полноценному общеобразовательному учебному предмету .

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

    Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

    Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

    Дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Распределение часов, особенно на разделы: информационные технологии и социальная информатика, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы Информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики одного часа в неделю в кабинете информационных технологий необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия информационными технологиями с занятиями теоретической информатикой так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы. Изучаются следующие темы:

    теоретическая информатика;

    информационные технологии;

    информационная культура.

Одним из способов поддержания интереса к предмету, формированию творческих способностей, развитию познавательной деятельности учащихся, способности обобщать материал, глубже понять роль информатики в жизни является дидактическая игра.

Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, инициативы. С другой решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся - участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимости помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений со взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.

В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игра гуманизирует отношения, приводит к созданию новых коллективных, индивидуально-групповых и индивидуальных форм воспитательной деятельности.

Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

В ходе игры каждый одновременно становится и учителем и учеником в процессе взаимного, совместного освоения новых ценностей. При этом возникает синэргетический эффект, смысл которого заключен в том, что совокупный результат, достигнутый совместными усилиями, превосходит систему тех результатов, которых каждый из участников процесса мог бы достичь, действуя в одиночку.

Анализ общей и специальной литературы по дидактической игре (Н.П. Аникеева, В.М. Букатов, Л.С. Выготский, О.С. Газман, В.М. Григорьев, А.В. Запорожец, М.В. Кларин, Ф.И. Фрадкина и др.) позволил выявить наиболее важные психолого-педагогические возможности игры в процессе обучения, которые могут быть широко использованы при изучении курса «Информатика» в начальной школе»:

    Игра - это мощный стимул и разносторонняя и сильная мотивация в обучении;

    В игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное в обучении;

    Игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

    Умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную игровую деятельность» (по определению В.М. Григорьева);

    Игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было (Л. С. Выготский);

    В игре происходит внутреннее раскрепощение когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;

    Игра - способ обучения действием в ней органично заложена познавательная задача;

    Игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между учителем и учеником;

    Посредством игры рождается особый стиль взаимоотношений при котором овладение знаниями становится уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и «обретения себя» .

Организуя и проводя различные игры, педагог открывает массу возможностей. Прежде всего, это накопление нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в профессиональном арсенале учителя. Систематическое использование игры расширяет набор методических приемов, которые могут быть использованы в другом контексте.

Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию педагогом своих профессиональных возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что учитель в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность, в ходе общения с учащимися.

В процессе использования игры осуществляется более глубокая и разносторонняя диагностика учащихся и, следовательно, возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.

Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую. В старших классах игра рассматривается как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно прекрасную возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям детей «быть взрослыми».

Использование дидактических игр на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию мышления, речи, наблюдательности, внимания и формированию познавательного интереса к учебному предмету.

Основным приемом организации успешного обучения в начальной школе является дидактическая игра. Она может выступать в качестве метода обучения, формы обучения и средства обучения. Дидактическая игра применима ко всем типам урока. Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет также контрольно-коррекционную функцию.

В следующей главе будут рассмотрены возможности применения ИКТ для разработки и применения дидактических игр при обучении информатике.

Введение

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Интерес этот надо постоянно поддерживать. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам разного возраста с интересом выполнять поставленные задачи.

Современные уроки ОИВТ значительно отличаются от традиционных своей направленностью на формирование практических навыков работы с компьютером, духом постоянного сотрудничества между учителем и учеником, различными формами, приемами и методами обучения, в том числе и нестандартными.

Многие методисты и психологи считают очень эффективными методами обучения - нетрадиционные уроки. Одна из форм таких уроков является игра. Урок - игра - это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.

Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Поэтому, урок - игру можно рассматривать как одну из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что учителю начальных классов необходимо расширить свои знания в использовании дидактических игр именно на уроках информатики, узнать специфику их проведения.

Таким образом, целью нашей курсовой работы является изучение понятия дидактической игры, как способа повышения интереса детей к урокам информатики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Дать понятие дидактической игры, определить ее функции и структуру;

    Выяснить психолого-педагогические особенности использования дидактических игр в начальной школе;

    Выделить особенности использования дидактических игр на уроках информатики;

    Рассмотреть порядок подготовки и проведения дидактической игры на уроках информатики в начальной школе.

Объект исследования: процесс развития учащихся начальных классов посредством дидактических игр на уроках информатики.

Предмет исследования: дидактические игры на уроках информатики в начальной школе.

Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических игр на уроках информатики в начальных классах

1.1. Понятие дидактической игры, ее функции и структура

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

· обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),

· развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),

· воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),

· мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

В довершении к этому, посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.

Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

1.2. Психолого-педагогические особенности использования дидактических игр в начальных классах

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д. )

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

1.3. Особенности использования дидактических игр на уроках информатики в начальной школе

В процессе обучения в школе у учащихся по мере их взросления усиливается интерес к одним дисциплинам и, как следствие, снижается к другим, коих, для каждого ученика большинство в школьной программе. Естественно, это влияет на качество усвоения материала по “неинтересным” предметам, одним из которых может являться информатика. Существует целый ряд способов повышения заинтересованности в освоении информатики. Весьма эффективным, на наш взгляд, является дидактическая игра.

Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям информатики в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать “учебную усталость”, которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов .

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала на уроке информатики, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, инициативы. С другой - решают определенную дидактическую задачу, изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся - участники игры “практически” включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

Игра стимулирует формирование, наряду- с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений со взрослыми людьми.

Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.

В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игра гуманизирует отношения, приводит к созданию новых коллективных, индивидуально-групповых и индивидуальных форм воспитательной деятельности.

Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности .

В ходе игры каждый одновременно становится и учителем и учеником в процессе взаимного, совместного освоения новых ценностей. При этом возникает синергетический эффект, смысл которого заключен в том, что совокупный результат, достигнутый совместными усилиями, превосходит систему тех результатов, которых каждый из участников процесса мог бы достичь, действуя в одиночку .

Организуя и проводя различные игры, перед педагогом открываются масса возможностей. Прежде всего, это накопление нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося оттого, что был в профессиональном арсенале учителя. Систематическое использование игры расширяет набор методических приемов, которые могут быть использованы в другом контексте.

Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию педагогом своих профессиональных возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение её эффективности в смысле того, что учитель в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность, в ходе общения с учащимися.

Конечно, нельзя противопоставить дидактическую игру и урок информатики, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное -дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

На уроках информатики можно использовать следующие игры и конкурсы :

1. Игра “Путешествие в страну ИНФОРМАТИКИ”.

2. Дидактическая игра “СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ”.

3. Игра “БОЛЬШАЯ РЕГАТА”(операции с базами данных).

4. Урок-соревнование “АЛГОРИТМЫ”.

5. Брейн - Ринг.

6. Конкурс “От Древнего Рима до наших дней ”.

7. Конкурс “Угадайка”

8. Конкурс “Знайка”.

90. Конкурс “Исполняйка”.

10. Конкурс “Передача информации”.

1.4. Подготовка и проведение дидактической игры на уроках информатики в начальных классах

Игры, использующиеся на уроках информатики делятся на: компьютерные, неакадемические и академические. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия.

Подготовка и проведение дидактической игры состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение и анализ . Рассмотрим каждый из этих этапов на примере дидактической игры « Кто хочет стать программистом? »

Первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры - замысел, включающий в себя следующие составляющие:

Выбор класса;

Определение темы урока;

Определение типа урока;

Определение временных рамок;

Выбор форм и видов игры.

Выбор класса , в котором будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др). При этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач. Данная дидактическая игра может быть проведена в классе математического профиля со средним или высоким уровнями обученности. Задачи, решаемые данной игрой, и формы ее подачи следует варьировать в зависимости от профиля класса и степени подготовки учащихся.

Неограниченным выбором обладает учитель при определении темы урока , на котором будет проводиться игра. Это может быть как введение в новую тему, так и обзорная, второстепенная по значимости или одна из основных тем курса. При этом учитель должен определить: целесообразно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку и проведение дидактической игры по выбранной теме (если она, например, носит прикладной характер, не имеет особой практической ценности и не играет при этом большой роли при изучении курса).

Конечно же, дидактические игры применимы ко всем типам уроков . Интересно влияние типа урока на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми. Рассматриваемая дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач и в качестве подготовки к контрольной работе по выбранной теме, или как собственно контрольная работа по данной теме.

На этапе определения временных рамок следует проанализировать, как продолжительность времени непосредственно проведения дидактической игры, так и затраты времени на её подготовку. Во-первых, будет ли игра на весь урок, или, для нее будут отведена часть урока, или, возможно, она будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, время подготовки, может занимать от нескольких дней, до нескольких недель. Это зависит от: выбора вида игры, целей игры, распределения обязанностей между учителем и учащимися. Дидактическая игра «Кто хочет стать программистом?» может проводиться на одном из уроков, посвященном решению задач по теме, занимая тем самым 40 минут. Следует отметить, что этот урок является заключительным для целой серии уроков, на которых отводится определенное время для подготовки учащихся к данной игре, а также накопления соответствующего материала .

Выбор форм дидактической игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: характеристика класса (в том числе какие и как часто применялись формы учебной работы в данном классе); возрастные особенности учащихся; характеристика темы урока. Для данной дидактической игры выбраны коллективная и индивидуальная формы обучения .

Следующий этап - организация дидактической игры , в свою очередь делится на подэтапы:

Написание сценария игры;

Распределение обязанностей между учителем и учащимися;

Подбор заданий;

Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария , пожалуй, самый трудный и ответственный этап при подготовке дидактической игры. Его могут разрабатывать как один учитель (группа учителей), так и учитель совместно с группой учащихся (наиболее активные, творчески мыслящие, талантливые ученики). Сценарий дидактической игры должен отражать следующие моменты:

Подробный план игры;

Инструкции по проведению каждого этапа игры;

Список ролей участников (роли целесообразно определить заблаговременно) и реквизита;

Подборку заданий, упражнений, вопросов, и т. п. с решениями и критериями их оценки;

Вопросы для анализа игры.

В разработке и подготовке дидактической игры может принимать участие только учитель (группа учителей), который пишет сценарий игры, подбирает задания, критерии их оценки, распределяет роли между учащимися и т. д., а могут и совместно работать учитель с группой учащихся или всем классом, для другого класса из параллели. В случае работы со всем классом, не должно происходить разделения значимости учащихся в деле подготовки, каждому следует предоставить, по возможности, равные условия для самореализации.

Подбор заданий для дидактической игры может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо четко установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:

Говоря о критерии оценки в дидактической игре , следует отметить, что они:

Заключительным этапом проведения дидактической игры является ее анализ , то есть оценка прошедшей игры или серии игр, заключающаяся в ответах на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причина неудач, и т. д. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

В заключение следует отметить, что в процессе организации и проведения дидактической игры очень важна роль и позиция педагога в игре, так как успех игры зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога, его стиля деятельности, который зачастую полностью обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика . Для успешного проведения дидактической игры главный статус педагога в игре - партнер , значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим - детям.

Заключение

На протяжении последних лет, в нашей школе на уроках информатики мы широко используем игровые технологии. Начальная школа и средне звено - это ролевые и компьютерные игры, старшее звено - деловые игры. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.

Итак, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование дидактических игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики

В процессе использования игры на уроках информатики в начальных классах осуществляется более глубокая и разносторонняя диагностика учащихся и, следовательно, возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.

Игра направлена на то, чтобы научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Использование дидактических игр на уроке информатики не только способствует лучшему усвоению программного материала, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике.

Список использованной литературы

    Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.

    Горячев А. В. «Информатика в играх и задачах». //Информатика и образование.- 1995. - № 6. - С. 79-80.

    Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности. // Начальная школа №6, 2001. – с.52-53

    Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников. //Информатика и образование. - 1997. - № 7. - C . 89-95.

    Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр "Академия". 2003

    Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.

    Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990

    Кружецкий В.А. Психология. М., 1986

    Левченко И.В. Обучение младших школьников работе с программным обеспечением. //Информатика и образование. 2001. - № 1. - С. 92-95.

    Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982

    Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. //Информатика и образование. - 2002. - № 3. - С. 2-8.

    Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 2. Психология образования. М. Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 496 с

    Цветкова М.С. Информатика в начальной, основной и профильной школе. //Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 9-10.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры,которые можно использовать на уроках информатики с младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках информатики

Применение игровой методики при обучении информатике учащихся младшего школьного возраста:

Темы

Активные (групповые)

Развивающие (индивидуальные)

Информация. Каналы получения

1.Восстанови скульптуру. 2.Кто задает ритм.

1. Пазлы. 2. Собери открытку из частей 3. Как лучше запомнить

Кодирование информации

1.Общее дело 2.Испорченный телефон 3.Крокодил

1. Ребусы 2. Японские кроссворды 3. Зашифрованное письмо 4. Морской бой

Передача информации

1. Крокодил 2.Продолжи рассказ 3. Я тебя понимаю

1. Допиши предложение 2. Напиши письмо 3. Придумай знак по ТБ

Обработка информации

1. Три "Да" 2. Зеркало

1. Раскрась по правилам 2. Найди соответствие 3. Найди различия 4. Что за чем следуют? 5. Загадки

Компьютер. Составные части

1. Спектакль "Репортаж из ЦП"

1. Склей свой компьютер 2. Склей дискету

Алгоритмы. Исполнители

1. Спектакль "Переправа солдат" 2. Спектакль "Волк, коза и капуста"

1. Муравьиные сказки 2. Выполни задание 3. Нарисуй (Рабочие тетради 1, 2)

Пояснения к некоторым играм.
Игра 1. Испорченный телефон

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:
a) шепотом на ушко, (остальные не слышат);
b) жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
c) знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Задание: обсудить ситуацию потери, искажения информации.

Игра 2. Я тебя понимаю (Три `Да`)

Группа разбивается на пары. Партнер А задает вопросы партнеры В относительно его состояния, настроения. Необходимо добиться не менее трех положительных ответов. Например:
- Тебе грустно?
- Нет.
- Тебе весело?
- Да.
- Ты доволен, что мы играем?
- Да.
- Тебе нравится такая игра, когда тебя спрашивают?
- Да.
Партнеры А и В меняются ролями.
Задание: обсудить процесс обмена и коррекции информации (запрос-ответ)

Игра 3. Привет

Диалоги компьютера и пользователя на примере работы с программами `Роботландия`, `Тренажеры`, `Привет`.
Задание: обсудить процесс обмена информацией между человеком и компьютером.

Игра 4. Крокодил

Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.
Задание: обсудить разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.

Игра 5. `Общее дело`

Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, что забор следует покрасить в зеленый цвет).
Задание: обсудить, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.

Игра 6. `Создай рассказ`

Вся группа (по одному предложению от каждого) составляет связный рассказ.
Задание: обсудить возможность перестановки предложений в рассказе, взаимосвязанность событий, действий.

Игра 7. `Как лучше запоминается?`

Тест: учитель диктует 10 слов, их необходимо восстановить по памяти. Определяется количество верно запомненных слов. Тест повторяется с другими словами, но учитель дает инструкцию - после каждого услышанного слова:
а) представить написание его золотыми буквами;
б) представить его вкус;
в) представить его цвет;
г) представить его запах;
д) представить его на ощупь.
Определяется количество верно запомненных слов.
Задание: обсудить зависимость сохранения и воспроизведения информации человеком от количества каналов ее получения.

Игры для разных тем.

  1. «Молчанка».

Карлсон принёс шары, чтобы подарить вам, но на них что-то написано. Что же это? А это задания для вас: определите вид воспринимаемой информации:

  • Запах хлеба;
  • Вкус молока;
  • Голос человека;
  • Газета…
  1. «В гостях у Красной Шапочки».

Помогите Красной Шапочке купить необходимую мебель и расставить в ее квартире. Но с условием вся мебель разобрана, ваша задача собрать все ее части, назвать состав объекта и его предназначение.

  1. «Составим поезд».

На каждом вагоне нарисовано множество, ваша задача определить число элементов во множестве, расположить их в порядке возрастания (убывания) и составить поезд, чтобы вагоны располагались по порядку.

  1. «Полёт в космос».

Винтик и Шпунтик изобрели космическую ракету и приглашают совершить с ними путешествие. Да вот беда! Замок закрыт на нём код. Ваша задача определить код и раскодировать (открыть) дверь ракеты.

  1. «Поезд».

Класс делится на три команды. Выбирается начальник станции, готовящий составы к отправлению. Он раздаёт детям карточки-вагончики, на которых записана информация. Учащиеся определяют информационный объём сообщения в байтах и располагают вагоны в порядке возрастания (убывания). По сигналу начальник станции команды начинают составлять поезд. Первыми из депо выходят «паровозы», затем – «вагончики». Ответ - количество информации в байтах – номера вагонов. Как только первый поезд будет составлен, начальник станции отправляет его в путь под музыкальное сопровождение песни «Голубой вагон». Второй и третий поезда отправляются по мере их составления.

  1. «Почтальон».

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он –

Наш Усольский почтальон.

Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть задание – определить вид информации или действия, совершаемого с информацией. Почтальон разносит корреспонденцию учащимся и затем проверяет выполнение их задания. Если ответ верный ученики меняются ролями.

  1. «Спрячемся от лисы».

Лиса близко притаилась,

Лиса кустиком прикрылась,

Лиса носом повела –

Разбегайтесь кто куда!

Ребята стараются быстрее выполнить задания и спрятать птиц и животных от лисы (задания записаны на карточках с рисунками: утка с утятами, курица с цыплятами, зайчик, козлёнок и т. п.).

  1. Диктант «Русское лото».

Учитель сообщает детям, что они будут играть в «Русское лото», объявляет номер тиража каждому ученику билет с некоторыми числами от 1 до 90.

Среди этих чисел ответы к заданиям, которые будут читать учитель. Ученик должен выполнить вычисления, найти в билете полученное число и зачеркнуть его. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел должно быть в билете.

Выигрывает ученик, который вычеркнул все числа правильно. Ему учитель ставит 5. Кто неверно вычеркнул одно число, получает отметку 4. Так как «Русское лото» - игра, то другие отметки не ставятся. В заключении учитель желает всем успеха в розыгрыше следующего тиража.

Переведите в десятичное число 11010…

  1. Игра «Пазлы».

Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с другой – виды информации.

Ученик должен определить вид информации, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все виды информации определены правильно, то получается иллюстрация.

  1. «Футбол».

На доске двое ворот: «Источник» и «Приёмник» информации и мячи, на которых записана ситуация. Выходит игрок выбирает мяч и забивает гол в нужные ворота гол и т.д.

  1. «Цветик-Семицветик».

«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг». Ученик выходит к доске, открывает листок и говорит: «Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели!» Читает задание и выполняет их.

  1. «Сундук».

Нам прислали сундук, но он закрыт, и что в нём неизвестно, зато есть много ключей, давайте попробуем подобрать нужный и открыть волшебный сундук, чтоб посмотреть, что в нём.

  1. «Рыбалка».

Много рыб у нас в пруду

Звери ловят на еду.

Кто поймает больше всех,

С тем удача и успех.

Ребята ловят с помощью удочки-магнит рыбок, которые плавают в пруду и выполняют задания, записанные сзади их.


Игры на уроках информатики

    Телефон (игра)

Цель: закрепление изученных понятий.

Описание игры .

Каждый из учащихся берет телефонную трубку и, общаясь по телефону с учителем, отвечает на его вопросы.

Примерные вопросы:

Назови виды информации.

Назови информационные процессы.

Что такое алгоритм?

Что такое СКИ?

Какие команды – отказы знаешь? и т.д.

    Передай информацию точнее.

(игра)

Цель: формирование навыков передачи информации разными способами.

Описание игры.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда получает по одному предложению, записанному на карточке. Надо передать полученную информацию другой команде в виде рисунка или жестов.

    Найди клад.

(игра)

Цель: закрепить умение кодировать и декодировать информацию.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда кодирует предложение. Каждый член команды по одному слову. Затем, обменявшись письмами, команды должны расшифровать слова и составить предложение.

    Действия с информацией.

(викторина)

На карточках записаны различные действия при работе с информацией. Учащиеся крутят барабан, берут карточку, на которую указывает стрелка и называют к какому классу: передача информации, прием информации, хранение информации, обработка информации относится данное действие.

Карточки: улыбка соседа, решение задачи, просмотр фильма, рукопожатие, чтение книги, просмотр фильма, список телефонов, ответ на уроке, прослушивание радиопередачи, звонок на урок, игра по нотам, фотография.

    Нарисуй картинку.

(игра - упражнение)

Цель: закрепить умение работать по алгоритму.

Учитель предлагает какую-то последовательность действий, вследствие которой получается рисунок.

Например:

    Найди верхний левый угол.

    Отступи вправо 4 клетки и 5 клеток вниз.

    Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеток.

    Найди верхний левый угол квадрата.

    Отступи вправо 3 клетки и 3 клетки вверх.

    Поставь точку.

    Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.

    Найди верхний правый угол квадрата.

    Отступи 2 клетки влево и 2 клетки вниз.

    Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.

    Раздели маленький квадрат на четыре квадрата.

У учащихся должен получиться рисунок дома.

    Найди путь к домику.

(игра)

Цель : закрепить умение ориентироваться на шахматной доске.

Учащиеся работают в парах.

Составь алгоритм пути к домику белки. Идти можно только по направлению стрелок. Запиши алгоритм в таблицу.

Номер команды

Координаты

    Крестики – нолики

(игра)

Цель: Закрепить умение ориентироваться на шахматной доске.

Описание игры.

Учащиеся делятся на две команды «Крестики» и «Нолики». Называя координаты клетки, учащиеся заполняют игровое поле, отвечая на вопросы или выполняя задания. Выигрывает команда, которая быстрее составит линию из крестиков или ноликов по диагонали, горизонтали или вертикали.

    Угадай-ка

(игра)

Цель: закрепить изученные понятия.

Учащиеся дают определение понятию. Другие должны угадать о каком понятии идет речь.

    Какое из средств работы с информацией
    появилось раньше.

(хронологическая викторина)

    д) гусиное перо

и) карандаш

к) фломастер

с) шариковая ручка

2. а) береста

ж) глиняные плитки

л) бумага

н) пергамент

р) папирус

у) свиная кожа

3. а) ксерокопия

ж) фотография

к) ватман

о) копировальная бумага

Если слова в каждом пункте будут расставлены правильно, то из букв, под которыми они записаны, сложатся слова, обозначающие носители информации.

1. диск 2. журнал 3. кожа

    Лото

(игра)

Цель: проверка знаний.

У каждого учащегося карточка.

Учитель зачитывает вопросы. На доске и у учащихся варианты ответов. На доске виде предложения, у учащихся часть разрезанной картинки. Учащиеся выбирают правильный ответ и закрывают часть картинки. Если задание выполнено правильно, то получается картинка.

    Найди ошибку

(игра)

Цель: углубление знаний.

Класс разбивается на две команды, каждая из которых готовит небольшой рассказ по теме. В них вместе с достоверной информацией сознательно допускается ряд малозаметных искажений фактов, суждений, выводов. Слушатели выявляют и исправляют ошибки.

    Кроссворд.

  1. Шифрование данных.
  2. Объект, от которого передается информация.

    Объект, который получает информацию.

    Последовательность действий
    которая приводит к решению задачи.

    Информационный процесс.

Учитель стремится, как правило, использовать игру для решения тактических задач: с помощью игры организовать внимание детей, повысить интеллектуальную активность школьников на данном уроке, облегчить им запоминание учебного материала и т.п. Это очень нужно, но этого мало. Одновременно учитель должен заботиться о сохранении и углублении у младшего школьника познавательного интереса, желания систематически учиться.

Чтобы игра наилучшим образом реализовывала свои обучающие и воспитывающие возможности, школьный педагог должен ее оценивать по двойному критерию: решает ли игра сиюминутные задачи и способствует ли при этом достижению дальнейшей цели образования – развитию школьника. Только осознав эту необходимость, учитель научится видеть в игре не самоценную деятельность, не развлечение, а регулярное средство организации учебного процесса.

Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке информатики в начальной школе оказалось эффективным, - не поверхностное проникновение учителя в психологические механизмы игры и ее воздействия на младшего школьника. Поверив в эффективность какой-либо педагогической находки, учитель стремится воспроизвести ее как можно точнее, не подвергая критическому осмыслению, а потому – не осознавая сути. Вместо творческого освоения находки учитель применяет ее поверхностно, внешним образом, без предположений о возможных результатах, без соотнесения с условиями применения. Так дидактическая игра удачная в одних условиях, может оказаться бесполезной в других.

Третье условие, при подборе игровых заданий, определении количества времени для игр должен учитываться возраст учащихся.

Существуют общие закономерности в организации игр. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение, поэтому работа требует разумного чередования игр с другими видами деятельности.

Ощутимый результат возможен лишь при систематическом использовании игр и их разнообразии.

Учащиеся должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, знать точный перевод терминов и понятий.

Кроме того, игра по свому содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также от возраста учащихся, их кругозора.

Дети большие выдумщики. Они смело привносят в игры свои правила, усложняют или упрощают ее содержание. Следует поддерживать такой активный творческий подход.

Если говорить о месте в уроке информатики, то его необходимо включать на любых первых этапах урока до практической работы на компьютере, либо на этапе обобщения.

В рамках одного урока следует проводить одну игру. Начинать надо с простых игр, постепенно переходя к сложным, или усложнять уже известные простые игры, изменив содержание и правила игры.

Конец должен быть результативным. Он должен быть ярким, содержать анализ.

Игра – дело серьезное. Она требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на учащихся. Правильное использование дидактических игр на уроке информатики повышает качество понимания и запоминания материала.

Предложенные нами игры не следует рассматривать как готовые, это скорее основа для учителей, стремящихся к формированию познавательного интереса младших школьников на уроках информатики.

Полезные дидактические игры по теме Информация, для использования на уроках или внеклассных мероприятиях по информатике.

«Определи, что это?» — получение информации

Цель игры: распознать по запаху или звуку, на ощупь или вкус различные объекты.
Приглашаются по одному человеку от каждой команды.
1. Игрокам завязывают глаза и проводят по их руке различными предметами, например, деревянной линейкой, пластмассовой ручкой, кусочком сухой ткани, мокрой губкой и т.д. Ученики должны как можно подробней описать предметы, которыми их касались.
2. Игрокам завязывают глаза и дают понюхать различные фрукты. Они должны определить фрукты по запаху.
3. Включается музыка, сопровождающаяся пением птиц. Игроки должны узнать птиц, пение которых услышали.
4. Игрокам завязывают глаза и дают попробовать дольку апельсина, кусочек яблока, одновременно несколько ягод и т.п. Участники игры должны определить, что они съели.

«Телеграф» — передача информации

Все дети стоят по кругу. Им необходимо передать по телеграфу всем известную песню или стихотворение по слогам, причем мелодия песни или темп стихотворения должны соблюдаться, например, «В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка…». Кто в телеграфе сделал паузу (запнулся), тот выбывает из круга. Игра продолжается до тех пор, пока оставшиеся игроки не передадут текст без пауз.

«Испорченный телефон» — передача информации

Все учащиеся садятся в ряд. первый игрок — это телефон . Учитель произносит ему на ухо слово, а он говорит его следующему игроку, сидящему рядом. Тот в свою очередь называет услышанное слово своему соседу и т.д. до последнего играющего. После этого все говорят, что они услышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конце ряда, а роль телефона выполняет следующий игрок. Каждый из играющих телефоном может быть только один раз.

«Пойми меня» — передача информации

Играющие делятся на две команды. Первая команда придумывает слово. Один из игроков этой команды должен жестами или мимикой объяснить задуманное слово другой команде. Если после первой попытки команда-соперник не угадала слово, то второй игрок из первой команды пытается его объяснить и так до тех пор, пока слово не будет отгадано. Выигрывает та команда, которая за минимальное количество попыток отгадает задуманное слово.

«Ассоциация» — передача информации

Учитель загадывает одному из игроков слово. Этот игрок называет четыре ассоциации, которые у него возникают, когда он слышит данное слово, остальным участникам игры. Кто первый угадает слово, тот становится ведущим, и учитель говорит ему другое слово и т.д.

«Животный мир» — получение и передача информации

Все играющие делятся на три команды. Первая команда загадывает животное и называет его второй команде, игроки которой с помощью пантомимы показывают характеризующие его признаки. Третья команда отгадывает. Если ответ дан правильно, то третья команда загадывает животное, первая — показывает, а вторая — отгадывает. В случае неправильного ответа команды местами не меняются.

«Найди клад» — поиск информации

Участникам игры объявляется, что нужно найти клад. Его местонахождение определяется в подсказке. Разгадав указанное место с помощью подсказки, ребята находят там другую подсказку. Так продолжается несколько раз, пока ребята не найдут затерянный клад . Подсказки могут быть даны в виде ребусов, стихотворений, загадок.

«Поле чудес» — поиск информации

Для игры делаются заготовки букв: на чистом листе бумаги с одной стороны пишется буква. Ведущий загадывает слово из области информатики. Листы с буквами, из которых оно состоит, он крепит на доске чистой стороной к игрокам. Игроки по очереди называют буквы, если произнесенная буква есть в слове, то она открывается, т.е. листок крепится к доске другой стороной, и участники видят букву. Игра продолжается. Тот, кто первым отгадает слово или назовет последнюю правильную букву, становится ведущим.

«Шалунья-резинка» — обработка информации

У Вовочки шалунья-резинка стерла согласные буквы. Помогите мальчику восстановить текст.
Я У_ЕЮ О__А_А_Ы_А_Ь И__О__А_ИЮ

«Нарисуй песню» — кодирование информации

Играющие делятся на две команды. Они слушают музыку из детской песни. Затем ребятам дается время, чтобы они вспомнили текст песни и нарисовали к ней рисунок. Побеждает та команда, которая при помощи рисунка как можно точнее передаст смысл песни.

«Прочти слово» — кодирование информации

Учитель показывает учащимся картинки все сразу. Ученики по первым буквам картинок должны отгадать зашифрованное слово. Например: кубик, индюк, топор (кит) ; мышка, нитки, очки, телефон, игла, окно, ракета (монитор) .
Игру можно проводить между командами, а картинки показывать быстро, при этом будет тренироваться внимание учащихся.

«Светофор» — кодирование информации

У учителя три сигнальных круга: красный, желтый, зеленый. Все дети стоят у своих парт. Учитель показывает круги в произвольном порядке: зеленый, красный, желтый, красный, зеленый, зеленый и т.д. Если был показан зеленый круг, ребята начинают шагать, желтый — поворачиваются то влево. то вправо, красный — не двигаются. Тот,кто ошибся и выполнил не то действие, садится на свое место.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: