Общая речевая карта обследования речи. Речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта). Состояние предикативного словаря

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)__

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________

Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________

Крик: был, нет___________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________

_______________________________________________________________________

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________

_______________________________________________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________

Выписка из родильного дома на______день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________

Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9-10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).

Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______

Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________________________________________________________

после 1 года_____________________________________________________________

до 3 лет ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.

Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________________________________

Данные о развитии речи

Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________

_______________________________________________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________

_______________________________________________________________________

Логопедическое обследование

Состояние неречевых психических функций

Исследование восприятия

Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее - все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3-4 изображения, перечеркнутые разными линиями - горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

Слуховое восприятие

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен - дудочка, барабан - гармонь, бубен - погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис

Логопед использует приемы:

Складывание пирамидки;

Складывание доски Сегена;

Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.

Складывание фигурок из 2-4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.

Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.

Кулак - ребро - ладонь.

Исследование моторики

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

Пройти по начерченной на полу линии;

Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

Попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

Ударять ладонью по мячу об пол;

Повернуться туловищем вправо - влево.

Ручная моторика.

© сжать кулаки - разжать;

© похлопать в ладоши;

© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

Пальчиковая моторика.

~ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

~ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

~ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

~ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

~ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

~ завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.

Исследование зрительной памяти

Задание: запомнить и найти 3-4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.

Ребенку предлагается запомнить 3-4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.

Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, просит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.

Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.

Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

Исследование импрессивной речи

Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».

Понимание различных грамматических форм:

~ конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;

~ предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;

~ дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;

~ дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.

Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

Исследование пассивного словаря

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок» и т. д..

Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

входит - выходит открывает - закрывает

подходит - отходит стоит - идёт

длинный - короткий широкий - узкий

влетает – вылетает

большой - маленький

высокий - низкий

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) картинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.

Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.

Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ - вытянуть вперед - улыбнуться - губы хоботком и подвигать ими вправо - влево. Для языка - открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот. Для мягкого неба - широко открыть рот - покашлять с открытым ртом - закрыть рот.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ - выдвинуть губы вперед - покой. Для языка - показать широкий язык или показать узкий язык.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:

~ фонетически резко различающихся: [Р] - [С], [Л] - [П],

~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],

Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.

Исследование активного словаря

Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Обследование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает глагольный словарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.

Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ..., кузнечик - ..., змея - .... лошадка - ..., собака - ..., корова - ..., самолет - ... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит - ... закрывает - ...

встает - ... поднимается - ...

ползет - ... бежит - ...

улетает - ... ложится - ...

плачет - ...

Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.

Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.

Состояние атрибутивного словаря. Задание. Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др.

Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.

Отметить: точность употребления слов, дать характеристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.

Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).

Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:

пуговица простокваша лекарство

помидоры сквозняк телевизор

сковорода температура свисток

скворечник милиционер аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».

Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.

Исследование грамматического строя речи

Исследование способностей словоизменения

Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к... (карандашу). Я беру в руки... (карандаш). Я рисую домик... (карандашом). Я мечтаю о красном... (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол - столы ухо - уши

лист - листья пень - пни

кукла - куклы рот - рты

глаз - глаза стул - стулья

дерево - деревья рукав - рукава

окно - окна воробей - воробьи

Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар - шара - шаров

мяч - ... - ...

дерево - ... - ...

окно - окна - окон

дом- ... - ...

шапка - ... - ...

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар - голубой

чашка - голубая

платье - голубое

машина - ...

ведро - ...

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол - столик ложка - ложечка

кукла - куколка ковер - коврик

окно - окошечко кровать - кроватка

Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха - (меховая) стаканчик из бумаги - (бумажный)

мяч из резины - (резиновый) кувшин из стекла - (стеклянный) платье из шелка - (шелковое) замок из железа - (железный) платок из шерсти - (шерстяной) кофточка из кружев - (кружевная)

Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить -...; бежать - ...; летать -....

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит -... столом. Мяч упал - ... пол. Птичка слетела - ... ветки. Игрушки висят - ... елке».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз

Речевая карта для ребёнка 4-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы : Клокова Светлана Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д\с № 39, г. Арзамас.
Описание работы Каждый логопед начинает свою работу с обследования малыша и с занесения результатов в речевую карту. Обследование обычно длится от 2 до 4 недель в зависимости от диагноза и места работы логопеда. Наша логопедическая группа для детей с ОНР работает по комплексной программе Нищевой Н.В..В старшей группе обследование проходит в течение четырёх недель. В подготовительной – трёх недель. Так как сейчас с логопедов требуют проведения электронного обследования детей я для своего удобства немного переделала речевую карту Нищевой Н.В., которую и хочу представить. Думаю, что она пригодиться логопедам, работающим на логопедических группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Карта обширная и рассчитана на 3 года пребывания ребёнка в детском саду, начиная со средней группы. Обследование проводится по альбому с картинным материалом Нищевой Н.В.
Цель работы Проведение грамотного обследования ребёнка с ОНР и занесение его результатов в речевую карту.
Задачи
-Выявить пробелы в всестороннем развитии ребёнка
-Подробно заполнить речевую карту ребёнка
-наметить пути решения выявленных проблем
Используемая литература
Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Смирнова И. А.Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.

Речевая карта.

Анкетные данные.

Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата рождения, возраст__________________________
Национальность________________________________
Домашний адрес_______________________________
Из какого детского сада поступил_________________
Дата поступления в логопедическую группу________
Дата заполнения речевой карты_____Логопед__________

Мать__________________________________________________

Место работы, занимаемая должность__________
Сотовый телефон____________________________
Электронная почта____________________________
Отец_______________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Место работы, занимаемая должность ________________
Наследственные заболевания_______________________
От какой по счету беременности ребенок____________
Протекание беременности (токсикоз 1-ая, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные) Какие по счёту_________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______
Когда закричал ребенок______________________
Наблюдалась ли асфиксия___________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)____
Вес и рост при рождении___________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________
как сосал_____________________________
грудное вскармливание до_______________
Когда выписали из роддома? (если задержались, то почему)_________

Раннее развитие

Когда стал держать голову___(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть___(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить__(в норме с 11 – 12 мес.)
Когда появились первые зубы__(в норме с 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре).
До года_______
После года____
До 3 лет______
После 3 лет___
У какого врача состоит на учёте и с какого времени__

Раннее речевое развитие

Гуление_ (в норме с 2 мес.)_______________
Лепет_ (в норме с 4-6 мес.)________________
Первые слова_ (в норме около12 мес.)_______
Первые фразы_ (в норме от 1.5 до 2 лет)_________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине?________
Занимался ли с логопедом, с какого возраста, результаты занятий___

Исследование психических функций

1. Слуховое внимание:
Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, дудочка?»)________________________________________________________

Определение направления источника звука (звучащей игрушки)______________________
_____________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма:
4 года:
- - . __
. . - __
- . - ___
. - . ___

5 лет:
- - - . ____
. . . - ____
- . . – ______
. - - . ______

6 лет:
- - . . . ___
. . . - - ___
. . - - . __
. - - - . __
2. Зрительное восприятие:
Восприятие цвета:
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)

Восприятие формы:
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)

Ориентировка в схеме тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)

Складывание разрезных картинок:
4 года (2 – 4 части)_______________
5 лет (4-6 частей)_________________
6 лет (6 – 8 частей)_______________
Складывание фигур из палочек:
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)_____________
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)______________________
6 лет (складывание фигур по памяти: «елочка и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)______

Выводы: _________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики
Упражнения:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч);
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку);
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее).
Отметить:
- сила движений___________________________________________________________
- точность движений_______________________________________________________
- темп движений__________________________________________________________
- координация движений___________________________________________________
- переключение с одного движения на другое__________________________________

Выводы:_____________
Состояние ручной моторики
Упражнения:
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке);
5 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук);
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой).
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы выпрямлены и наоборот);
5 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» ведущей рукой);
6 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» правой рукой, левой рукой).
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги);
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека);
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую);
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки);
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера).
Отметить:
- точность движений_
- темп движений_
- синхронность движений правой и левой руки_
- переключение от одного движения к другому
Выводы:_____________
Анатомическое строение речевого аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)__ _
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_ в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус)
г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)____
д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)__
е) язык (массивный, «географический», маленький)__
ж) подъязычная уздечка (нормальная, укороченная)__
Выводы:_______________________

Обследование мимической мускулатуры
Упражнения:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки);
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки, втянуть щеки);
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть правую, левую щеку; втянуть правую, левую щеку).
Отметить:
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________

Выводы:________________________

Состояние артикуляционной моторики
Нижняя челюсть
4 года (открыть и закрыть рот)___
5 – 6 лет (открыть и закрыть рот; подвигать нижней челюстью вправо-влево)_
Губы (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет).
4 года («Улыбка», «Трубочка»);
5 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка»);
6 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы).
а) наличие и отсутствие движений_______
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)___
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)____
г) переключение от одного движения к другому___
д) объем движений________
е) точность выполнения_________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)____
з) замены движения_________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)___
Язык
4 года («Лопатка», «Жало», «Качели», «Маятник»);
5 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник»);
6 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник», «Чашечка», «Вкусное варенье»).
а) наличие или отсутствие движений_______________
б) тонус_________________________________________
в) переключение с одного движения на другое________
г) точность выполнения___________________________
д) наличие синкинезий, тремора, саливации___________
Мягкое небо
Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)___
Выводы:_____________________________

Состояние просодии
Дыхание
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_____________________________
Плавность дыхания_____________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________
Характеристика голоса
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий)____
Наличие или отсутствие носового оттенка______
Темп (нормальный, быстрый, медленный)______
Ритм (нормальный, дисритмия)________

Выводы:__________________________________

Состояние звукопроизношения

Звуки (Произнесение)гласные АОУИЭЫ
свистящие С СЬ З ЗЬ Ц
шипящие Ш Ж Ч Щ
сонорные М МЬ Н НЬ Л ЛЬ Р РЬ Й
передне-язычные Т ТЬ Д ДЬ
заднеязычные К КЬ Г ГЬ Х ХЬ
губно-зубные В ВЬ Ф ФЬ
губно-губные Б БЬ П ПЬ
Отметить произношение звука изолированно, в словах, в предложениях. Указать пропуски, замены, искажения

Выводы:________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4 года:
Слова:
Кот_____________________________
Вода____________________________
Стук____________________________
Мост____________________________
Спина___________________________
Банка____________________________
Фантик__________________________
Ступенька________________________
5 лет:
Слова:
Самолет__________________________
Скворец__________________________
Фотограф_________________________
Микстура_________________________
Мотоциклист______________________
Погремушка_______________________
Предложения:
Сестренка развешивает простыни.______
В универсаме продают продукты._______
Мотоциклист мчится на мотоцикле._____

6 лет:
Слова:
Тротуар_____________________________
Градусник___________________________
Фотоаппарат________________________
Экскаватор__________________________
Виолончелист______________________
Регулировщик______________________
Предложения:
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Выводы:_________________
Состояние фонематического восприятия
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года:

Па-ба________
ва-ка________
та-да________
ма-ба_______
ня-на_______
ка-га_____
ба-па______
ка-ва______
да-га______
ба-ма_____
на-ня____
га-ка______

Па-ба-па_____
та-да-та_____
га-ка-га_____
са-за-са_____
тя-та-тя_____
ба-па-ба_____
да-та-да______
ка-га-ка______
за-са-за______
та-тя-та___
6 лет:

Са-ша-са_____
са-ца-са______
ча-тя-ча____
ща-ча-ща_
ща-ся-ща_
ла-ля-ла______
ша-са-ша_____
ца-са-ца______
тя-ча-тя______
ча-ща-ча______
ся-ща-ся______
ля-ла-ля_______
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:

4 года:
Кот – кит
Киска – миска
Дом – дым_
Уточка – удочка_

5 лет:
Мишка – мышка__
Бочка – почка__
Катушка – кадушка
Корка – горка____

6 лет:
Мышка – мошка__
Пашня – башня__
Сова – софа_
Крот – грот_

3. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении:
4 года:
Коза – коса____
Миска – мишка___
Кошка – кочка_____
Малина – Марина___

5 лет:
Речка – репка__
Цвет – свет__
Челка – щелка_
Рейка – лейка__

6 лет:
Лук – люк___
Ель – гель____
Марка – майка_
Плач – плащ__
Выводы:______________

Состояние фонематического анализа и синтеза
4 года (выделение звука [р] из слов):
Майка_____
Шапка_________
Рыба_____
Корова______
Санки______
Пирамидка______
Рак_______
Лимон_____
5 лет (выделение первого гласного в словах):
Астра____
Осень___
Улей____
Иглы_____
Арка_____
Озеро____
Уши_____
Искра____
6 лет:
Определение первого согласного звука в словах:
Мост____
Пол____
Вода___
Дом____
Банка_____
Тапки____
Чайник____
Щетка_____
Определение последнего звука в словах:

Кот_____
Сом_____
Лимон___
Сироп___
Сук_______
Малыш____
Грач______
Лещ_______
Определение последовательности звуков в слове:

Кот_______
Дом_______
Нос_______
Суп_______
Вата_______
Лапа_______
Рыба_______
Шина______

Определение количества звуков в словах:
Нос______
Бык______
Кит______
Ваза________
Батон_______
Банка_______
Выводы:___________________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь (объем словаря, точность понимания значения слов):
Существительные:
по сюжетной картине: покажи
4 года (мальчик, девочка, голова мальчика, голова девочки, руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки, дом, крышу дома, машину, колеса машины, собаку, уши медведя, глаза медведя);
5 лет (живот и шею мальчика, живот и шею девочки, окна и дверь дома, кабину и кузов грузовика, туловище и голову медведя);
6 лет (локти и колени девочки и мальчика, пуговицы, воротники и манжеты, фары грузовика, лапы медведя).
по предметным картинам:
4 года (кукла, мишка, машинка, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги, ботинки, туфли);
5 лет (кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репа, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка);
6 лет (корова, собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон).

Способность к обобщению:
4 года (покажи игрушки, обувь, одежду);
5 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты»);
6 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт»).
Глаголы:
4 года (показать где, девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует);
5 лет (летит, плывет, идет, прыгает, ползает);
6 лет (строит, убирает, продает, покупает).
Прилагательные:
4 года (показать, где большая чашка, а где маленькая; красный шар – синий шар; сладкая еда – кислая; круглый торт – квадратный торт);
5 лет (круглое печенье – квадратное – треугольное – овальное; сладкое – горькое; горячее – холодное);
6 лет (прямоугольная – многоугольная салфетки; молодой человек – старый; веселый – грустный мальчики, высокий – низкий дома).
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных: покажи
4 года
Кот-коты______
Кукла-куклы___
Ведро-ведра___
Груша-груши___
Дом-дома_____
5 лет:
Глаз-глаза______
Стул-стулья______
Лист-листья____
Окно-окна____

6 лет:
Рукав-рукава_____
Пень-пни________
Гнездо-гнезда_____
Перо-перья____
Ухо-уши______
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
4 года:
Покажи цыпленка, который стоит в корытце_______
Покажи цыпленка, который стоит на корытце_____
Покажи цыпленка, который стоит у корытца_______
5 лет:
Покажи цыпленка, который прыгает со ступеньки ____
Покажи цыпленка, который гонится за бабочкой _____
Покажи цыпленка, который спрятался под крыльцом _______
Покажи цыпленка, который ходит по крыльцу_________
6 лет:
Покажи цыпленка, который выглядывает из ведра________
Покажи цыпленка, который выглядывает из-за крыльца____
Покажи цыпленка, который выглядывает из-под крыльца _____
Покажи цыпленка, который сидит над корытцем_____
3. Дифференциация форм словообразования (с 5 лет)
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
4 года:
Стол – столик____
Машина – машинка__
Ведро – ведерко___

5 лет:
Носок – носочек____
Чашка – чашечка____
Окно – окошечко___

6 лет:
Нож – ножичек____
Рукавица рукавичка____
Одеяло – одеяльце__

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
4 года (показать, где кошка сидит, а где кошки сидят; слон идет – слоны идут);
5 лет (птица летит – птицы летят);
6 лет (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят).
Дифференциация глаголов с различными приставками:
4 года (показать, где девочка наливает воду в чашку, а где выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы);
5 лет (птица, которая вылетает из клетки – влетает);
6 лет (мальчик, который переходит дорогу, перебегает, подбегает к дому).
4. Понимание отдельных предложений и связной речи:
Предложения:
4 года:
Мальчик поздравляет девочку_______
Девочка поздравляет мальчика______
5 лет:
Собака бежит за мальчиком________
Мальчик бежит за собакой________
6 лет:
Бабочка, которая сидит на распустившемся цветке_________
Бабочка, которая сидит еще на не распустившемся цветке_____
Вопросительные предложения по сказке:
4 года («Репка»):
Что посадил дед? Покажи.______
Кто стал репку тянуть? Покажи.____
Кого позвал дед? Покажи и т.д.______
5 лет («Колобок»):
Что испекла бабка? Покажи._______ _
Кого встретил колобок в лесу? Покажи.____
Кто съел колобка? Покажи._____
6 лет («Теремок»):
Что стоит в поле? Покажи.____
Кто прибежал первым к теремку? Покажи.____ _
Кто потом поселился в теремке? Покажи._____
Кто сломал теремок? Покажи.______
Выводы:___________________

Исследование состояния экспрессивной речи (лексики и грамматического строя речи).
1. Активный словарь.
НАЗВАТЬ по 4-5 имён существительных по предложенным тетам.
НАЗВАТЬ обобщающие понятие по предложенным картинкам.
4 года:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь

5 лет:
Овощи
Фрукты
Птицы_
Мебель

Ягоды_
Насекомые_
Животные
Транспорт
Существительные обозначающие части тела, части предметов: НАЗВАТЬ (по картинкам)
4 года:
Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши.
Части предметов мебели: спинка стула, сиденье стула, ножки.
Части автомобиля: кузов, колеса.
5 лет:
Части тела: нос, рот, шея, живот, грудь.
Части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Части автомобиля: кабина, руль.
6 лет:
Части тела: локоть, ладонь, висок, затылок.
Части одежды: манжета, петля.
Части автомобиля: фары, мотор.
Исследование глагольного словаря:
4 года:
Что делает мальчик? (Ест)______
Что делает девочка (Спит)______
Что делает птица? (Летит)______
Что делают рыбки? (Плавают)___
Что делают машины? (Едут)_____
5 лет:
Кто как передвигается?
Птицы________
Рыбы_________
Змея_________
Лягушка______
Кто как кричит?
Кошка__________
Собака__________
Корова__________
Петух___________
6 лет:
Кто какие звуки издает?
Ворона_________
Кукушка_______
Волк____________
Лошадь_________
Овца (блеет)_____ _
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Врач_______
Учитель_____
Продавец_____
Швея________
Маляр____
Форма предметов:
4 года:

Мяч какой?___________________
Платок какой?_________________

Солнце какое?_________________
Печенье какое?________________
Косынка какая?________________
Огурец какой?_________________

Руль какой?___________________
Окно какое?___________________
Флажок какой?________________
Слива какая?__________________
Салфетка какая?_______________

Подбор антонимов (с 6 лет):

Большой_____________________
Длинный_____________________
Высокий_____________________
Широкая______________________
Добро________________________
Друг_________________________
Горячий______________________
Легкий_______________________
Поднимать____________________
Давать________________________
Покупать_____________________
Много________________________
Близко_______________________
Полный_______________________

2. Состояние словоизменения
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
4 года:

Стол – столы__
Кот – коты____
Дом – дома____
Кукла – куклы____
Окно – окна_____

Глаз – глаза_____
Рот – рты______
Река – реки____
Ухо – уши_____
Кольцо – кольца___

Лист – листья____
Лев – львы______
Стул – стулья____
Воробей – воробьи___
Дерево – деревья____
Пень – пни___

Употребление формы Р.п. мн.ч. существительных:
5 лет:
Шар-шаров_____
Ложка-ложек____
Ключ-ключей______
Береза-берез____
Окно-окон______
Лист-листьев____
6 лет:

Книга-книг___
Карандаш – карандашей_
Лист – листьев____
Вилка – вилок____
Ведро – ведер

Согласование прилагательных с существительными в единственном числе:
4 года:

Красный мяч____
Синяя шапка____
Желтое ведро____

Оранжевый апельсин__
Голубая бабочка___
Белое блюдце____

Фиолетовый колокольчик__
Серая ворона___
Розовое платье____

Употребление предложно-падежных конструкций:
4 года:

Где стоит ваза?__ _
Где лежат фрукты?_
У кого мячик?___

Где сидит снегирь?
Где стоит машина?__
У кого кукла?_
Где стоит коза?____
Где едет машина?__

Где лежит мяч?____
Где летает бабочка?_
Откуда вылетает птичка?_
Откуда прыгает котенок?___

Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
4 года:

Два кота – пять котов__
Две машины – пять машин_
5 лет:

Два мяча – пять мячей__
Две розы – пять роз__
Два окна – пять окон__

Два пня – пять пней_
Два воробья – пять воробьев__
Два ведра – пять ведер_

3.Состояние словообразования:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
4 года:

Стол – столик___
Чашка – чашечка_
Сумка – сумочка__
Ведро – ведерочко____

Носок - носочек__
Забор-заборчик___
Лента-ленточка___
Окно-окошечко _
с 6 лет:

Изба-избушка___
Кресло-креслице___
Крыльцо-крылечко__
Палец - пальчик___

Образование названий детенышей животных
с 4 лет:

У кошки___
У утки____
У лисы___
У слона____
с 5 лет:

У зайца_____
У волка______
У медведя____
У белки___
У козы____

У коровы____
У собаки____
У овцы___
У лошади__

Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):
Относительных (из чего сделано):

Стол из дерева_____
Аквариум из стекла__
Крыша из соломы__
Стена из кирпича__
Шапка из меха___
Носки из шерсти______
Сапоги из резины_____
Крепость из снега_____
Лопатка из металла___
Сок из яблок____

Притяжательных (чей? чья? чьё?):

Кофта бабушки____
Газета папы____
Хвост зайца____
Сумка мамы____
Берлога медведя____
Гребень петуха______

Образование приставочных глаголов:
Что делает мальчик? (выходит, входит, переходит).
Образование глаголов совершенного вида:
Девочка строит домик.
Девочка построила домик
Мальчик красит вертолет.
Мальчик покрасил вертолет.

4.Состояние связной речи
4 года (пересказ):
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Вопросы:
Кто жил у Кати?
Катя любила котенка?
Чем она поила котенка?
Что любил делать котенок?
План пересказа:
Сначала расскажешь, кто жил у Кати.
Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила.
И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок.
5 лет:
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Вопросы:
Куда собрался Илюша?
Как он собирался?
Что он сделал, когда пришел к реке?
Кого он поймал сначала, а кого потом?
Что сварила мама Илюше?
План пересказа:
Сначала расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался.
Потом ты расскажешь, что он делал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом.
И наконец, ты расскажешь, что сварила мама Илюше.
6 лет (составление рассказа по серии сюжетных картин).

Вывод:___________
Логопедическое заключение _____________________________

Речевая карта

(образец)

1. Фамилия, имя

2. Возраст

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

9. Вскармливание:

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

в) как сосал

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4.Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы/6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

До года…

После года….

Инфекции…

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Гуление……../2 мес./

Лепет…../6 мес./

Первые слова…./к 12 мес./

Первые фразы…./к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Речевая среда………

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* оттеночные цвета

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

а) в активе

б) в пассиве

7. Счет: прямой

обратный

счетные операции

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего :

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов : назови одним словом:

Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

Синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

Ловкий, неуклюжий…

Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

1. Губы:

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

2. Зубы:

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прикус:

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

6. Язык:

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

е) тремор.

ж) саливация.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* нахмурить брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

4. Пересказ…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

б) объяснение значений слов :

холодильник…

пылесос…

самолет…

в)название частей предметов :

Чайник

Донышко

Носик

Крышка

Ручка.

Часы

Циферблат

Цифры

Стрелки

Ремешок

Стул

Сидение

Спинка

Ножки.

г) Глагольный словарь:

Что делает:

Повар

Учитель

Врач

Почтальон?

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

--подбор прилагательных к имени существительному :

Лимон (какой?)

Платье (какое?)

Лиса (какая?)

-- подбор антонимов :

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

Книга –

Рука –

Тетрадь –

Кошка –

Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

Воробей –

Хлеб –

Перо –

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа :

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода :

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа :

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов :

на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня нет…

Я рисую …

У меня есть бабушка.

Дома нет …

Подарю цветок …

Пойду гулять с …

Вспоминаю о …

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Стол – столы

Окно - …

Глаз - …

Дерево - …

Пень -…

Стул - …

Рот - …

Рукав - …

Воробей - …

Ухо - …

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Окна - …

Стулья - …

Ведра - …

Рыбки - …

Куклы - …

Уши - …

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары,(см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

Б-П

В-Ф

Д-Т

К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

Н-Нь

М-Мь

Т-Ть

К-Кь

Г-Гь

Х-Хь.

4. Свистящие:

ССь

ЗЗь

Ц

5. Шипящие:

ШЖ

ЩЧ

6. Сонорные:

ЛЛь

РРь

Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

Аоэ, уио, иэу.

Аэоу, уиоэ, уаэу.

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

Кот-кот-год, том-дом-том.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:______________________________________

(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)


1. Фамилия, имя. Возраст

2. Домашний адрес.

_________________________________________________________________________________

3. Дата зачисления.

4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).

Гуление _________________________________________________________________________

Лепет __________________________________________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фразовая речь ___________________________________________________________________

6. Слух.

8. Интеллект.

9. Общее звучание речи.

10. Обследование артикуляционного аппарата.

Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).

Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)

Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,

приращен.,_____________________________________________________________________)

Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)

Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)

11. Состояние общей моторики.

Координированность движений - ___________________________________________________

Мелкая моторика - ______________________________________________________________

Предпочитает работать правой / левой рукой.

12. Звукопроизношение.

С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________

Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________

Л_____________Ль____________Р____________Рь___________

К_____________Г_____________Х____________Йот____________

Т_____________Д_____________Н____________ ______________

______________ ______________ _____________ ______________

13. Фонематический слух.

14. Произношение слов сложного слогового состава

Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.

Экскурсовод проводит экскурсию.

15. Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове.

б) выделение последнего звука в слове.

в) определение последовательности звуков в слове.



б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж

воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук

Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-

б) подбор антонимов:

Глагольный словарь:
а) что делают?

б) образование уменьшительно - ласкательной формы:

в) согласование прилагательных с существительными:

г) образование прилагательных от существительных:

д) образование притяжательных прилагательных:

е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)

ж) употребление предлогов:

В НА ПОД НАД С
ИЗ ЧЕРЕЗ ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА

18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».

19. Чтение:
Буквы - знает, не знает.
Читает - по буквам, по слогам, словами.

_________________________________________________________________________________

20. Логопедическое заключение:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: