Кто придумал карточные игры. Откуда взялись игральные карты. П очему карты ещё называют а́тласом

Редкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Есть две главные версии . Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт - прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

— легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. " " выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д"Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — . И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.


С конца XVIII века начался настоящий , охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, бридж, ) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Статьи на тему:


  • 5 фактов об истории 1. Весной 1986 года, насмотревшись сериала «Спрут», студент психфака МГУ Дмитрий Давыдов придумал игру «Мафия». Сначала зараза проникла во все общежития МГУ. Затем - во все ВУЗы...

  • Нарды - это одна из самых старых и популярных игр. Конечно, она не настолько древняя, как, скажем, шахматы. но это не умоляет её достоинств. Благодаря простым правилам она получила популярность по все...

  • В наши дни существует безумное количество различных автоматов, но все они имеют общего предка. Они происходят от первого автомата, который был изобретен в начале девяностых годов XIX века иммигранто...

  • «Магия "Монополии"» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга без причинения ему реального вреда». Эдвард П. Паркер (Edward P. Parker) Одна и...

  • Белоруссия готова построить свой Монте-Карло. В пику Москве, решившей ограничить деятельность казино четырьмя зонами, Минск готовит правительственное постановление об открытии специальных игорных ко...

До сих пор не известно время точного появления карт, кроме того, не известно также и место изобретения. Основываясь на одном из старинных китайских словарей, можно сделать вывод, что карты изобрели в Китае в начале XІІ века, в 1132 году они получили массовое распространение. Здесь же объясняется и выбранные масти и количество карт. Четыре масти - символизируют четыре времени года, 52 карты в колоде - количество недель в году.

В старинных китайских словарях упоминается о похожих на картежную играх, в которую играли еще до возникновения игральных карт в Китае и Японии. Однако вместо привычных карт были использованы для игры бумажные таблички, таблички из слоновой кости или дерева, на которых изображались различные фигуры. В средневековой Японии изготовляли такие своеобразные карты даже из раковин мидий. Украшали раковины изображениями цветов, пейзажей, бытовых сцен. Японские карты первоначально были использованы для обучения и утонченных забав образованных людей. С помощью этих карт игроки могли не только играть в различные игры, но и раскладывать пасьянс. Чуть позднее, в ХІІІ веке картами стали увлекаться и в Индии, и в Египте.

Но считать родоначальником карт Китай сложно, так как по другим источникам карты изобрели в Египте. А служили они, прежде всего, для гадания. Колода, изобретенная в Египте, состояла из 78 карт. Их украшали золотые таблицы.

Существует также предположение, что появление карт идет из Европы. Но и здесь имеется в наличии несколько версий возникновения карточных азартных игр. Основываясь на первой версии, можно прийти к выводу, что карты зародились в XV столетии, одновременно с появлением на европейских территориях цыган. Другой версией является получение картами общей известности в XIV столетии. По свидетельствам иезуита Менестрие известно, что малоизвестный живописец Жикомин Грингонер придумал и нарисовал карты для развлечения короля Франции в 1368-1422 годах Карла VІ. Известно, что Карл VІ был умалишенным и вошел в историю как Карл Безумный. Карты являлись для него единственным средством, благодаря которому он мог успокоиться во время приступов сумасшествия.

Во время правления Карла VІІ в 1422-1461 годах карты усовершенствовали. Именно тогда они и получили известный нам вид и название. Достоверно проверить эту информацию не представляется возможным, поэтому эти данные появления карт являются лишь гипотезами. Таких предположений достаточно много. Например, утверждают также, что зарождение карт произошло в ХІІІ веке, это утверждение имеет историческое документальное подтверждение. При царствовании Людовика Святого был издан указ, в котором говорится о запрещении карточных азартных игр во Франции, наказанием являлся кнут. Сохранился также итальянский манускрипт, датированный 1299 годом, в котором тоже упоминалось запрещение карточных игр.

А в Германии в 1260 году основали особый цех торговцев и фабрикантов игральных карт. В Испании запретил игру в карты Орден Калатрава в 1331 году. Подтверждением существования карт в Кастилии, можно судить по указу 1332 года короля Альфонса ХІ, возлагающем запрет на игры в карты. Существует и версия о том, что карты оказались занесены в страны Европы сарацинами (древний восточный народ). Эту версию подтверждает сохранившийся документ, который относится к 1379 году. В указанном документе говорилось о том, что в Витебро была введена игра в карты, которая происходит из страны Сарацин, и получила она название наиб .

Мусульман Востока и арабов называли сарацинами. Однако, судя по законам Магомета, о запрещении делать изображения человеческих фигур, эти древние карты не могли иметь изображения людей, которые мы привыкли видеть на картах сегодня. Предполагают, что родиной карт, на которых изображены фигуры людей, является Италия. Подобный древнейший экземпляр относится к 1485 году, и гравирован он на меди. Предполагают также и о более раннем возникновении карт в Европе после крестовых походов на мусульманские земли востока в 1096-1270 годах.

Древние карты, которые использовали для игры в Европе, были довольно дорогим удовольствием. Это объясняется тем, что не было возможности тогда использовать литографическое печатание, и все карты приходилось рисовать от руки. Из Италии карты привозили во Францию. Подтверждением этому может послужить историческое свидетельствование - указ счетной камеры, датированный 1390 годом, который отражает расход на приобретение карт для развлечения короля. Того времени карты были достаточно длинными, до 22 сантиметров, и очень неудобными для азартных игр.

Относительно появления карт в России, можно с большей долей вероятности утверждать о внедрении карточных азартных игр в XVII столетии. Уже в середине этого века карты получили широкую популярность. Однако увлечение карточными играми осуждалось, так как считалось путем к преступлениям и разжиганию страстей. При правлении царя Алексея Михайловича в 1649 году в "Уложении" говорилось о наказании игроков: их били кнутом, лишали пальцев рук путем отрубания. А в указе Петра І в 1696 году говорилось об обязательном обыскивании заподозренных в намерении играть, в случае обнаружения у них игральных карт, предполагалось битье кнутом. Такие суровые карательные меры были обусловлены возникшими издержками, в результате быстрого распространения азартных игр в карты. Однако, эти запреты и очень жестокие наказания не мешали многим игрокам. Кроме азартных карточных игр, были известны также коммерческие игры в карты, раскладывание пасьянсов и применение карт для демонстрации различных фокусов.

Более интенсивному развитию невинных карточных игр поспособствовал указ Елизаветы Петровны, датированный 1761 годов. В нем говорилось о разделении назначения и применения карт, при этом азартные игры запрещались, а коммерческие и карты для раскладывания пасьянсов - дозволялись. Предполагается, что карты получили широкое распространение в России благодаря польско-шведской интервенции в начале XVIII века. Однако достоверно точно путь проникновения в Россию карт не известен.

Практически за несколько десятилетий карты трансформировались достаточно сильно, прежде чем превратились в современные. Древние карты имели различие по цветам, каждая масть имела свое объяснение:
- зеленая - символизировала энергию и жизненные силы воды, которая дает жизнь, но в то же время может нести катастрофы; средневековые карты этой масти имели знак жезла или палки, которые позже упростили и заменили черными пиками;

Желтая - символизировала интеллект, созидание нового, делового успеха; в графике она имела обозначение монеты, солнца, золотого бубенчика или же огня и зажженного факела; впоследствии - это ромб, бубны;

Голубая - символизировала простоту и порядочность, бескорыстное служение; знаком этой масти в картах служили рисунки желудя с голубым колечком, скрещенные мечи и шпаги; отсюда впоследствии возникли кресты, трефы;

Красная - символизировала красоту, радость и удовольствие; также красный был символом духовности и начала; карты с такой мастью имели в изображениях кубки, чаши и сердца, как символ милосердия; после они заменены на изображение лишь сердца, червы.

Изменилось со временем и количество карт в колоде. На сегодняшний день колода состоит из 52 карт, вместо древних 78. Карты по прежнему широко используют не только для игр, но и для гадания. Символическое толкование значения карт частично сохранилось. Количеству недель в году соответствует количество карт в колоде - 52; времена года - это четыре масти; учитывая то, что каждое время года имеет по 13 недель, то и каждая масть тоже имеет по 13 карт. Следующие вычисления немного сложнее. Каждая карта имеет обозначение очков, 1-10, карты валет, дама и король также имеют соответствующее количество очков, 11-13. Таким образом, если сложить все эти очки, то в результате получится 91 - это количество дней в каждом времени года. Если же найти сумму очков четырех времен года (четыре раза по 91), то получается 364 - количество дней в году без одного дня.

Фигурных карт, в результате изменений, в карточной колоде осталось лишь три - это король, дама, валет (фараон, сивилла, всадник). Возможно добавление в колоду и еще одной карты - Джокера, которая соответствует шуту больших арканов. Королей, дам и валетов в XIV веке стали изображать как легендарных героев древности. Короля червей, например, стали изображать в виде короля франков Карла Великого, а короля пик - в виде древнееврейского царя Давида, королем бубен стал Юлий Цезарь, а королем треф - Александр Македонский. То же касалось дам и валетов. Для того, чтобы шулера не смогли сделать на обратной стороне карт какие-то условные обозначения, в начале XVII века при Генрихе ІІ Валуа стали на обратную сторону карт наносить крапленый мелкий пунктирный рисунок.

Современный вид двухголовых карт, когда одна половинка карты как бы изображает другую, появился в XVII веке в Италии. Но широкое применение такого изображения в повседневном обиходе карты получили лишь в середине XIX века.

Сохранились и необычные итальянские карты, которые были выполнены на меди с помощью гравирования. Такие карты производились в Падуе, Флоренции или Венеции в конце ХV столетия. Эти работы приписывают известным граверам - Мантеньи либо Финигуэрру . Карты на меди отличаются довольно тонкими и необычайно красивыми узорами и рисунками, отличной гравировкой, единственным недостатком этих карт можно назвать несколько бледную печать. Размеры этих карт составляли 9 сантиметров в длину и 3,5 сантиметра в ширину (для сравнения: китайские карты имели размеры 3,5 дм и в ширину, и в длину).

Наилучшей художественной выделкой отличались карты изготовленные в Италии. Карты Испании никогда не имели подобного качества исполнения. В Италии одной из первых азартных карточных игр была изобретена игра под названием ломбер. Позже, в измененном виде эта игра появилась и во Франции и России. Название игры произошло от названия столов, предназначенных для игр в карты. Пристрастие к карточным играм в Испании было не меньшим, чем в Италии. Испанцы изготовляли свои первые карты из пальмовых листьев.

Карты и азартные карточные игры прошли долгий путь прежде чем стали легализованы и популярны во многих странах мира. Если раньше карты были развлечением для богатых, то сегодня - это страсть для всех желающих. Азартные игры сегодня не оставляют равнодушными никого.

Микельанджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - Шулеры (1594)

Рихард Штраус (1864-1949) - Восход
Увертюра к симфонической поэме "Так говорил Заратустра" (1896)


Статуэтки "Пики, "Трефы", "Черви", "Бубны"
"Nao" Испания - 2000-е годы

Игральные карты - прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колодой. Кроме того, карты используются для пасьянсов и гадания. А ещё карты - любимый атрибут фокусников.

Открытая сторона карт называется лицом, закрытая - рубашкой. На лице, как и положено, нанесены изображения масти и значения - веса карты в карточных играх. Рубашки всех карт в колоде одинаковы.
Для большинства современных игр используется обычная, так называемая, французская колода (54 карты), либо её урезанный вариант (36 карт). Есть игры, для которых используют специальные колоды.

Наверное, не ошибусь, сказав, что в каждом доме есть хотя бы одна колода обыкновенных игральных карт. Такой привычный утилитарный предмет, но у него, как и у всего, что нас окружает, есть своя история.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии: в Китае существуют упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы, - они относятся к IX веку - периоду правления в династии Тан (618-917). Позднее игра продолговатыми листами упоминается в Корее и в Японии.
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из дерева, бамбука или даже из слоновой кости. В разных культурах карты принимали различные формы и вид: в Индии, к примеру, играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.


Старинные китайские карты

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Достоверных сведений о том, как карты попали в Европу, нет. Но, скорей всего маршрут был таким: из Китая через Индию и Персию в Египет, а уже из Египта в Европу. Собственно, арабы, а точнее, арабские купцы и моряки, как правило, являлись обычными посредниками заимствований из Китая.
В Египте во времена мамлюкского султаната (1250-1517) появились свои карты, которые напоминали современные карты Таро. Запрет Корана на изображение людей мамлюки соблюдали и поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты - арабески.

Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Чаще всего эти упоминания связаны с запретом карточных игр в разных европейских странах. Но, несмотря на все запреты, к середине XVI века в Европе в карты играли все от простолюдинов до королей.

Есть версия, что карты, в виде очень близком к современному, придумал некто Жакмен Грингоннер - шут французского короля
Карла VI Безумного. Король страдал душевным расстройством, а потому пребывал в печали и унынии. Чтобы как-то развлечь своего господина, шут занимал его разными карточными играми, которые тоже придумывал сам. Случись это в наше время, Грингоннер мог бы запатентовать свои изобретения и, учитывая популярность карт, несказанно обогатиться. Но дело было в XIV веке, приблизительно в 1392-ом году, поэтому никаких материальных выгод Жакмен Грингоннер не получил, но, именно благодаря ему, современная колода из 54-х карт называется французской.

Поскольку в карты играли шут с королём, то и картам были приданы соответствующие значения. Теперь понятно, почему есть такие карты, как короли и джокеры, и почему самой главной картой стал именно джокер.)))

Все картинки на картах с королями, дамами и валетами соответствовали конкретным историческим и легендарным персонажам.

Средневековая западноевропейская гравюра


Статуэтка "Карточная игра"
Германия - начало XX века

Канон - Canon
Играет ансамбль "Nova era"

Король - игральная карта с изображением короля. Обычно по старшинству стоит выше дамы и соответствует числу 13. В различных играх старшинство короля может сильно различаться.

В средневековой Франции карточных королей ассоциировали со следующими лицами:

Король пик: Давид, библейский царь.
Король червей: Карл Великий, первый император Запада.
Король бубен: Юлий Цезарь, древнеримский полководец.
Король треф: Александр Македонский, создатель одной из крупнейших империй Древнего мира.

При этом список прототипов сильно варьировался: различные мастера подписывали карты с изображением королей различными именами, среди которых фигурировали, в частности, Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг.

Изначально фигурки на картах изображались в полный рост и только после 1830-го года для удобства игры изображения стали симметричными.


Короли из французской колоды 1813-го года выпуска

Короли из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Карл I ВеликийГай Юлий Цезарь Александр МакедонскийЦарь Давид
Император Карл Великий - портрет кисти Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Цезарь - портрет кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Александр Великий в образе Афины Паллады - портрет кисти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

Царь Давид - портрет (после 1483) кисти Педро Берругете (1450-1503 или 1504).

Дама - игральная карта с изображением женщины. По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение 12.

В средневековой Франции дамы соответствовали следующим лицам:

Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.
Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.
Дама бубен: Рахиль, библейский персонаж.

Дама треф называлась "Argine". Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) - имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф. Но чаще всего французские художники на картах, соответствующих даме треф, рисовали фавориток современного им короля.


Юдифь, выходящая из шатра Олоферна Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Сандро Ботичелли (1445-1510) Артемизия Джантилески (1593-1653)

При гадании на картах дама червей обозначает любовь, что не может не озадачивать, зная, с каким персонажем изначально ассоциировали эту карту. Для этого воистину нужно было иметь весьма своеобразное чувство юмора.
Нечто в подобном роде было лет 20 тому назад у нас во Львове: прямо напротив одного из городских отделений милиции находилось кафе под названием "Немезида", где, среди других прочих, обедали сотрудники этого отделения милиции. Сначала ментам нравилось красивое название, но потом им, видимо, кто-то его растолковал и кафе "попросили" переименовать.

Исходя из вышесказанного, дорогие мужчины, когда вам покажется, что вы наконец-то встретили свою червовую даму и вы потеряете из-за неё голову, вспомните, что потеря головы может из фигуральной стать буквальной.)))

В некоторых источниках утверждается, что прототипом червовой дамы была Елена Троянская, более известная как Елена Прекрасная. Конечно, это более подходящий персонаж на роль королевы любви, чем дама с такой активной жизненной позицией, как Юдифь. Но Елена эта тоже, знаете ли, девушка весьма своеобразная. Люди там, понимаешь ли, воюют из-за неё, а она сидит себе дура дурой и ждёт, чем сердце успокоится.


Елена Троянская (1898)
Эвелин де Морган (1855-1919)

Дамы из французской колоды 1813-го года выпуска

Дамы из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

ЮдифьРахиль Диана де Пуатье Афина Паллада
Юдифь - фрагмент картины "Юдифь" (около 1504) кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Джорджоне (1476/1477-1510).

Рахиль - портрет кисти Маурицио Готтлиба (1856-1879).

Диана де Пуатье - фрагмент картины "Туалет дамы - Диана де Пуатье" (около 1571) кисти Франсуа Клуэ (1515-1572).

Афина Паллада - фрагмент картины "Паллада и кентавр" (1483) кисти Сандро Ботичелли (1445-1510).

Имея выбор из множества фавориток французских королей, на роль дамы треф выбрала Диану де Пуатье - фаворитку Генриха II, которая была всю его жизнь его единственной любовью - он влюбился в Диану, когда было ему всего шесть лет - и его официальной фавориткой, будучи при этом на двадцать лет старше короля.

Валет - игральная карта с изображением молодого человека. Имеет числовое значение 11, то есть, ниже дамы и выше десятки.

В средневековой Франции валеты соответствовали следующим лицам:

Валет пик: Хольгер Датский, известный как Ожье Датчанин или Ожье Арденнский (один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого).
Правда, существует и иная версия, в которой прототипом валета пик является Роланд - знаменитейший из героев французских эпических сказаний о Карле Великом, маркграф Бретонской марки.
Валет червей: Ла Гир по прозвищу Сатана, французский полководец эпохи Столетней войны.
Валет бубен: Гектор, вождь троянского войска.
Валет треф: Ланселот Озерный, рыцарь Круглого стола.


Валеты из французской колоды 1813-го года выпуска

Валеты из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Ла Гир Гектор ЛанселотХольгер
Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (один из соратников Орлеанской девы - Жанны д’Арк) - портрет кисти Луи Феликса Амьеля (1802-1864).

Гектор - фрагмент картины "Гектор зовёт Париса на битву" кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751-1829).

Ланселот - фрагмент картины "Гвинерва и Ланселот" кисти Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920).

Ожье Датчанин - статуя Ожье Датчанина в замке Кронборг в Дании, рядом с городом Хельсингёр на северо-восточной оконечности острова Зеландия.

В карты играют особы королевской крови...

Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)

В карты играют представители духовенства...

Луиджи Зукколи (1815-1876) - Карточные игроки

Гаэтано Беллей (1857-1922) - Удачливая рука

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Церковь в опасности

Вот уж где, действительно, церковь в опасности.)))

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Гадалка

В карты играют на деньги...

Лукас Лейден (1494-1533) - Игроки в карты (около 1520)

Игрой в карты занимают досуг и коротают время...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Эрмитаж - Санкт-Петербург)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в триктрак (галерея Эгнью - Лондон)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты (Королевский музей - Антверпен)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты

За картами разгораются нешуточные страсти...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в нарды. Сражение над картами

Из-за карт разыгрываются настоящие трагедии...

Леон Мари Констант Дансейрт (1830-1909) - Дуэль

В карточной игре обманывают доверчивых простаков...

Жан-Луи Эрнест Мессонье (1815-1891) - Игра в пикет, или Шулеры и простаки

Жорж Дюмениль де Латур (1593-5) - Шулер с бубновым тузом (около 1630), (Лувр - Париж)

За картами приятно проводят время галантные кавалеры и дамы...

Ян ван Олис (1610-1676) - Элегантная компания, или Игроки в карты

Очаровательные барышни...

Джон Эверетт Милле (1829-1896) - Черви козыри

Солидные мужчины...

Гюстав Кайботт (1848-1894) - Игра в карты

Мужчины попроще...

Поль Сезанн (1839-1906) - Игроки в карты

Крестьяне...

Карл Остерзетцер (1850-1914) - Картёжники

И просто влюблённые парочки

Вильгельм Флокенхаус - Играющие в карты

Даты жизни художника, увы, нигде не нашла. Многие сайты предлагают купить постеры с этой картины, весьма небесплатно, но ничего имеющего отношения к биографии художника нигде нет.

Статуэтка "Пара, играющая в карты"
Германия - середина XX века

О картёжниках и об игре в карты фильмов снято много, особенно, в конце 90-х и в 2000-х годах. Те, кто любит кино, знают эти фильмы. Я же привожу в сюжете только старые зарубежные фильмы, которые были сняты до 1990-го года и которые стали знаменитыми. Фильмы эти сняты в разных жанрах: в жанре драмы и в жанре комедии и в них снимались очень известные артисты.


Цинциннати Кид (1965) - художественный фильм производства США

Большой куш для маленькой леди (1966) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Генри Фонда и Джоан Вудворт

Афера (1973) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Пол Ньюмен и Роберт Редфорд

Покер Алиса (1987) - художественный фильм производства США
В главной роли - Элизабет Тэйлор

Блеф (1976) - фильм производства Италии

Туз (1981) - фильм производства Италии
В главной роли - Адриано Челентано

Фрагмент фильма "Туз" (1981) производства Италии
В роли Ассо - Адриано Челентано
Статуэтка "Картёжники"
Италия - конец XX века

Azzurro - Лазурь
Поёт Адриано Челентано

Лазурное небо этим вечером слишком голубое. Я сажусь в поезд и еду к тебе, но поезд моих желаний идёт в противоположном направлении...

Статуэтка "Игроки в карты"
Италия - конец XX века

Гадание на картах распространилось практически одновременно с игрой в карты. Особенно это дело полюбилось цыганкам и стало, что называется, их основным профессиональным умением.
А сколько книжных и оперных гадалок леденили душу своими зловещими предсказаниями!


Джузеппе Верди - сцена гадания Ульрики из оперы "Бал маскарад"
Ульрика - Ирина Богачёва
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Поёт Ирина Богачёва" (1971)

Версии происхождения карт

Современная колода карт — результат сложного развития этой старинной игры.

Времени точного происхождения карт не известно, также не ясно и место их изобретения. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, получившем известность в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Но в целом существует несколько версий появления карт. Помимо китайской, рассмотрим также индийскую и египетскую.

Китайские и японские карты слишком уж непривычны для нас и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. Затем у японцев появились четыре масти карт: они символизировали времена года, а 52 карты в колоде означали количество недель в году.

Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы», стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.

Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Появление карт в Европе

О появлении карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты относится к XV столетию и совпадает с появлением цыган на европейской территории. По другой — общая же известность карт, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) они были усовершенствованы в и тогда же получили свое теперешнее название.

Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Первое документальное известие о картах относится к 1379 году, когда в хронике одного из итальянских городов появилась запись: «Введена игра в карты, происходящая из страны сарацин и называемая ими «наиб».

Игра носила, по-видимому, военный характер, так как «наиб» по-арабски означает «капитан», «начальник». На арабских картах обозначались только цифры по той причине, что закон Магомета запрещал изображать человеческие фигуры. Поэтому скорее можно говорить не об изобретении карт французами, а об украшении фигурами уже существующих карт.

В карточных мастях не было единообразия. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки — в «черви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты быстро распространились во всех европейских странах, на их основе появились азартные игры, и потому вскоре стали предприниматься властями строгие меры для их запрещения. Несмотря на это, изобретались все новые и новые карточные игры. В Германии появились ремесленные цеха, занимающиеся изготовлением карт, улучшались способы их выделки.

В XV веке во Франции установили тот тип карт, который существует и поныне. Считается, что масти карт символизируют четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — меч, пики — копья, бубны — знамя и герб, червы — щит.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты соответствуют числу недель в году; 4 масти — это четыре времени года; в каждой масти 13 карт, столько же недель в каждом времени года; сумма всех очков 52 карт составляет 364, то есть число дней в году без одного.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера). Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы.

Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатания тогда еще не было, они рисовались от руки. Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство — указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт для увеселения короля. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Карты в России

В нашем отечестве карты появились давно, во времена Ивана Грозного. Уже при сыне Грозного, царе Федоре Иоанновиче, игральные карты в значительном количестве поступали в Россию в числе прочих европейских товаров. Карты были дорогостоящим и легко портящимся товаром, поэтому перевозили их в прочных дубовых бочках. Уже с начала 16 века карты стали обычным предметом торга по всей России, а карточная игра стала приносить ощутимый вред нравственности и правопорядку. В 1649 году Уложение царя Алексея Михайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление. До петровских времен карты в России были привозными.

Великий новатор Петр Первый перенял многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко. Но именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. Личное внимание и всемерная поддержка карточных мануфактур Петром объяснялись совершенно прозаическими причинами — измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговля игральными картами.

В течении всего 17 века игральные карты производились мелкими мастерскими в столицах и даже в провинциальных городах. Отдельные мастерские имели даже некоторый ассортимент видов производимых карт, впрочем, весьма скромный. Рисунок карт был незамысловат и практически не изменялся десятилетиями.

В царствование Екатерины Второй зародилась, а при Александре Первом претворилась в жизнь благая мысль о государственной монополии на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на дело благотворительное — на него содержалось Ведомство Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот. Непосредственное производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.

В течении более 20 лет шло становление нового производства, пока русские карты не стали выпускаться на русской бумаге и в основном русскими мастерами. Директор Карточной фабрики А. Я. Вильсон стремился к некоторому улучшению внешнего вида карт, были разработаны новые рисунки. Императору Николаю Первому был представлен соответствующий доклад, на котором он, однако, собственноручно написал: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».

После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А. Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

Атласные карты

Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то «нерусскими». Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами в России. Кажется, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Но это не так — у этих карт есть автор, и появились они в России в середине 19 века.

За решение вопроса изменения и художественного оформления карт взялись достаточно серьезно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

Адольф Иосифович Шарлемань происходил из семьи обрусевших французов. Его отец Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) и брат Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Будущий академик живописи учился в Императорской Академии художеств по классу исторической и батальной живописи. В 1855 году Адольф Шарлемань за картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен большой золотой академической медали. Вместе с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, в которую отправился в 1856 году. В 1859 году Шарлемань пишет картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», за которую был удостоен звания академика живописи.

Возвратившись в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича. Работа для карточной фабрики стала одним из таких заказов. Кто знал, что это творение художника станет бессмертным!

Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Однако не только «технологичность» сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, «старые» рисунки имели своей первоосновою так называемую «северо-немецкую картинку», которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Редкий художник, поэт, писатель создает произведение, которое через какое-то время утрачивает авторство и становится просто народной песней, народной сказкой. Такая творческая удача выпала Адольфу Иосифовичу Шарлеманю, рисунки которого в виде игральных карт есть в каждом доме.

Современность

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») безраздельно царили среди простонародья.

На Западе «умственные» карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра…

February 6th, 2015

Казалось бы, что может быть проще и привычнее игральных карт? Подошел в любой киоск союзпечати и купил колоду. Обычно это будет колода не очень хорошего качества, зато с рисунками Шарлеманя (выполненными еще в XIX веке!) - атласные карты (на рисунке ниже).

Конечно, еще есть люди, предпочитающие пользоваться более дорогими колодами мировых брендов, предназначенными для покера или бриджа. Но в любом случае - колода карт - это предмет довольно обычный в современном обиходе.

В то же время с игральными картами связан целый ряд мифов и просто откровенных глупостей. Например, миф о том, что карты являются «библией дьявола», или что они произошли от загадочных карт таро, или что их придумали цыгане, чтобы обманывать простой люд, или евреи, чтобы вводить христиан в искушение азартными играми.

А еще тут можно вспомнить и попытки разнообразных оккультистов поставить в соответствие четырем мастям четыре стихии или увязать . Но чуть подробнее я бы хотел остановиться на мифе, в соответствии с которым масти объявляются символами орудий крестной смерти Христа:


  • трефы - это, конечно, сам крест. Тут, кстати, снова возводят поклеп на евреев, на языке которых «трефа» означает «нечистота», т.е. что-то типа: «клятые евреи наш Крест нечистым называют!».

  • пики - естественно, копье, которым сотник Лонгин пронзил сердце Спасителя.

  • бубны - гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту.

  • червы - губка, пропитанная уксусом, которую дали Христу.

При этом еще и слово «козырный» выводят из слова «кошерный». В общем, как обычно, евреи во всем виноваты, они пособники дьявола, а играть в карты - значит, не ведая того, богохульствовать.

И вот, настоящая небольшая статья призвана развеять эти мифы и показать читателю основные вехи истории игральных карт.

Итак, кто же придумал игральные карты?

Китайцы. Как множество других вещей.

Китайцы первыми изобрели бумагу, соответственно и возможность делать приспособления для азартных игр из бумаги появилась именно в Китае.

Исторически в Китае имеется несколько типов игральных карт. На одних китайских игральных картах изображены фигуры китайских шахмат сянцы (точнее, иероглифы), на других - костяшки домино, на третьих - монеты. Последний тип так и называется «монетные карты».

А теперь внимание! Именно от «монетных карт» и произошли европейские игральные карты.

Так что давайте рассмотрим китайские монетные карты детально.

Колода китайских монетных карт выглядит непривычно для нас с вами. В такой колоде три (или четыре) масти, в каждой из которых девять (как вариант - десять) карт:

1. Монеты. Девять карт: от одной монеты до девяти монет.

2. Связки монет. Причем в каждой связке - сто монет. Девять карт: от одной связки (100 монет) до девяти связок (900 монет).

А что за связки монет?

Дело в том, что в Китае монеты были дырявыми (см. рисунок ниже):

А переносились монеты путем их нанизывания на веревки. По нашим временам - неудобно, а тогда - вполне себе ничего. Выглядело это примерно так:

3. Десятки тысяч монет. Изображаются такие количества монет уже не рисунками, а иероглифами. И снова девять карт: от 10000 монет до 90000 монет.

Итак, в китайских монетных картах масти находятся в иерархическом отношении, а каждая следующая масть получается умножением предыдущей масти на 100:


  • 1 -> 100 -> 10000

  • 2 -> 200 -> 20000


  • 9 -> 900 -> 90000

Или в табличном виде:
Монеты Связки монет Десятки тысяч (символы)
1 100 10000
2 200 20000
3 300 30000
4 400 40000
5 500 50000
6 600 60000
7 700 70000
8 800 80000
9 900 90000

А теперь давайте посмотрим, как китайские монетные карты выглядят. На рисунке ниже представлена часть колоды китайских монетных карт одного из типов (этих типов очень много, и в них даже я не разбираюсь).

Сверху вниз: монеты, связки монет, десятки тысяч монет.

Как видим, связки монет тут больше похожи на каких-то червяков, а на картах масти «десять тысяч» изображены забавные человечки (достоинство карты обозначают не они, а иероглифы сверху).

Обычно обозначения достоинства и масти китайских монетных карт еще более стилизованны, и понять, что изображено на карте, может только игрок или специалист.

Вот еще не самый сложный рисунок:

Подскажу: монеты - в середине, сверху - десятки тысяч, снизу - связки монет.

Помимо приведенного рисунка вы можете увидеть масти китайских монетных карт в такой игре, как маджонг. В этой игре, внешне больше похожей на домино, а по сути - на карточную игру румми, тоже есть три масти:


  • точки (это монеты);

  • бамбуки (связки монет по сто);

  • символы (десятки тысяч монет).

Выглядит это так:

Сверху вниз: точки, бамбуки, символы.

Кстати, особенностью монетных карт является то, что каждая масть в колоде не одна, как в привычных нам игральных картах, а несколько.

Причем, в маджонге такая же ситуация: там костяшек каждой масти четыре набора. Вот для иллюстрации полный набор маджонговых «точек»:

Вообще, в случае маджонга мы видим некое обратной движение маятника: раньше на картах изображали домино, а теперь на домино - карты...

Также интересно отметить, что в Европе тоже могут играть не одной, а несколькими колодами сразу, например, при игре в те же румми или при раскладывании пасьянсов.

Теперь о символизме мастей и об их происхождении. В древней европейской колоде было четыре масти: монеты, палки, кубки и мечи. Замечу, что эти масти сохранились сегодня в Италии и Испании. Вот эти масти (на примере троек):


И, как, возможно, заметил внимательный читатель, масть «монеты» явно происходит из Китая. И это, действительно, так.

Масть «палки» («дубинки») - тоже из Китая - это, так сказать европейское переложение китайской масти «связки монет».

Но откуда же взялись «мечи» и «чаши»?

Дело в том, что в Европу игральные карты попали не непосредственно из Китая.

Европейцы переняли карты не у китайцев, а у арабов. Скорее всего, в Европу попали так называемые мамлюкские игральные карты , распространенные тогда в Египте (именно мамлюки там в то время и правили). Произошло это в XIV веке. В Европе игральные карты даже назывались изначально арабскими словами - наиби, нейп.

В мамлюкских игральных картах уже было четыре масти: монеты, палки для поло, чаши и ятаганы.

Возможно, чаши - это просто арабская трактовка китайской масти «десятки тысяч». Но, может, и нет. «Мечи» же (ятаганы), по всей видимости, придуманы арабами.

Именно арабы ввели в колоду и так называемые придворные карты - всем знакомые Король, Дама и Валет. У арабов это были, соответственно: Султан, Первый визирь, Второй визирь. В ряде колод была еще четвертая придворная карта - некий «помощник».

Конечно, можно строить множество всяких гипотез о том, почему арабам понадобились новые масти и придворные карты, о том, по какой причине они решили переделать китайские монетные карты. Можно даже приплести сюда всякую мистику типа суфийских орденов или каких-нибудь каббалистов, которые тайно проживали среди арабов. Но, на мой взгляд, тут речь просто о том, что потребность именно в такой колоде была обусловлена правилами карточной игры, которые сложились в арабской культуре.

Как же выглядели мамлюкские игральные карты? Вот схематичные изображения придворных карт мамлюкской колоды:

Сверху вниз: монеты, палки для поло, чаши, ятаганы. Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Реально мамлюкские карты выглядели вот так:

На рисунке выше представлены три придворные карты масти «палки для поло». Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Итак, в XIV веке в Европу попали мамлюкские карты, которые были изменены в соответствии с европейской культурой. Как арабы переделали когда-то под себя китайские игральные карты, так и европейцы приспособили карты арабские к собственным потребностям.

Масти при этом практически не изменились (разве что ятаганы стали мечами, а палки для поло - просто палками), а вот рисовать карты стали по-европейски (в Европе не было запрета на изображение живых существ в отличие от мусульманского Востока). Придворные карты соответственно изменились на Короля, Рыцаря и Пажа (Оруженосца), плюс/минус Дама.

А в XV веке в Европе (а именно, в Италии) появились карты таро. Они произошли от обычных игральных карт путем добавления козырей (обычно козырей 21 штука) и особой карты под названием «Дурак».

Так что не игральные карты произошли от карт таро путем упрощения, а карты таро произошли от обычных игральных карт путем усложнения.

Причем созданы карты таро были именно для игры, а вовсе не для гаданий или передачи некоей оккультной мудрости. Играли с помощью карт таро в игру под названием «Триумфы». Триумфами изначально назывались и сами эти карты (слово «таро» возникло много позже).

Кстати, вот интересный момент, показывающий, что сходные элементы в разных культурах могут развиваться похожим образом: помимо очковых карт в таро есть еще и козыри. На этих козырях мы видим разные аллегорические изображении и в том числе добродетели.

Вот три добродетели из так называемого «марсельского» таро (в других типах колод таро могут быть иные наборы добродетелей):

А в маджонге тоже помимо «очковых костяшек» (точек, бамбуков и символов) имеются костяшки с аллегориями добродетелей:


  • красный дракон - умеренность;

  • зеленый дракон - процветание;

  • белый дракон - доброжелательность, искренность и сыновняя почтительность.

Вот эти драконы:

А вот более традиционное их изображение (иероглифическое):

Как же появились знакомые нам символы мастей - бубны, трефы, черви и пики? Такие масти, кстати, принято называть французскими.

В общем-то, не трудно догадаться, что французские масти являются ни чем иным как упрощением и стилизацией исходных мастей (итало-испанских, в Италии и Испании, напомню, они используются до сих пор). Таким образом:


  • монеты превратились в бубны;

  • палки - в трефы;

  • чаши - в червы;

  • мечи - в пики.

Причем, по-видимому, французские масти произошли от итало-испанских не прямо, а через немецкую систему мастей (бубенцы, желуди, сердца, листья):

  • монеты - бубенцы - бубны;

  • палки - желуди - трефы;

  • чаши - сердца - червы;

  • мечи - листья - пики.

Или в виде рисунка:

Очевидно, что вывод о происхождении французских мастей от немецких вполне логичен, учитывая, что немецкие масти проще итало-испанских, но все еще являются полноценными рисунками, а не упрощенными знаками.

Итак, давайте подытожим:


  1. Игральные карты были изобретены в Китае.

  2. У китайцев их переняли арабы. У арабов - европейцы.

  3. Символы мастей (итало-испанские, немецкие, французские) не имеют никакого отношения ни к оккультизму, ни ко всякой дьявольщине.

  4. Карты таро - это особая форма игральных карт, которая создана на основе обычных игральных карт.

Надеюсь, было интересно.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: