Конспект интеллектуальной игры по экологии «Что? » в подготовительной логопедической группе. Игра по биологии и экологии «Что? Где? Когда? Экологические вопросы что где когда

Цели : актуализация эколого-биологических знаний; развитие интереса к предметам; развитие коммуникативных умений учащихся, толерантности, информационно-познавательной компетентности учащихся.

Форма : игра.

Подготовительный этап.

За месяц до проведения игры старшеклассникам предлагают изучить специальную литературу. За неделю до игры о ней объявляют все доступные средства информации.

Специальные атрибуты, необходимые для игры, готовятся заранее (стол, юла, чёрный ящик, конверты с вопросами, установка мультимедиа).

Ход игры

Учитель. Ребята, я приветствую вас вновь в этом зале на игре «Что? Где? Когда?». Знания людьми ценились во все времена, особенно те знания, с помощью которых человек мог объяснить различные не понятные ему явления в природе, странное поведение животных, некоторые законы природы. Школьные предметы «экология» и «биология» во многом нам помогают разобраться. Поэтому для играющих не страшны даже самые каверзные вопросы. Итак, в добрый путь.

Вопросы для игры

Вопрос от индейцев племени журикаба.

«В некоем тексте описывается способ охоты на известное животное: сначала охотники перегораживают выход из заводи, сооружая нечто вроде частокола, оставляя в нём одно-два отверстия. Затем в воду отгороженного водоёма выливают ядовитый сок дерева соломон или лианы чимбо. Животное, чувствуя яд, пытается выбраться. В тот момент, когда он протискивается через проход в частоколе, индейцы дубинкой наносят удар по слабому месту за головой, ломая шейный позвонок. На какое животное охотятся таким оригинальным способом?»

Ответ: на каймана.

Вопрос от биофизика.

Зачем деревьям древесина, а наземным животным скелет, состоящий из минеральных веществ, костной ткани и других ещё более прочных, чем древесина, материалов.

Ответ: для противостояния силе тяжести на суше.

Вопрос от ботаника.

Представьте такую картину: рядом со стволом упавшего дерева разворачивает первые листья кокосовая пальма. Её шансы на выживание, как и у всех других живых существ, зависят от двух факторов - генов и... Назовите одним словом то, что человек называет благоприятным стечением обстоятельств.

Ответ: удача.

Вопрос от белоруса.

Какое событие послужило точкой отсчёта новой глобальной проблемы человечества?

Ответ: авария на чернобыльской АЭС 26.04.1986 г.

Вопрос от философа.

Закончите выражение: «Человечество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить на это...»

Ответ: времени.

Вопрос от Жюля Верна.

Исследователь Африки лейтенант Камерон утверждал, чтобы сравниться с этими насекомыми людям нужно было бы построить, по меньшей мере, гору Эверест. Назовите этих насекомых.

Ответ: термиты.

Вопрос от дворника.

Какой процесс в жизни растений можно охарактеризовать так: «смерть ради жизни»?

Ответ: листопад.

Вопрос от дендролога.

Какому дереву поклонялись друиды?

Ответ: дубам (в переводе «друиды» - люди дубов).

Вопрос от миколога.

Один - ни растение, ни животное попало «в объятия» второго растения, и вместе они образуют взаимовыгодный брак. Одним словом назовите, что это такое?

Ответ: лишайник (гриб + водоросль).

Вопрос от Геродота.

В чёрном ящике лежит плод дерева, в названии которого кроется обман - его родина не страна, где всё есть. Издавна о плоде этого дерева ходило много легенд. Одна из них гласит, что жрецы Вавилона запрещали есть его простым людям, они считали, что от этого человек может поумнеть и создаст угрозу их власти. Почему они так думали?

Ответ: грецкий орех напоминает по форме головной мозг человека.

Вопрос от Карла Линнея.

Этим словом в Древней Греции могли называть и артишок, и репейник. Шведский учёный К. Линней впервые использовал это слово, несколько изменив его на латинский лад, чтобы назвать группу растений, попавших в Европу из Америки. Как называются эти растения, населяющие наши подоконники? Ответ: кактусы.

Вопрос от музыканта.

Прослушайте отрывок из стихотворения К. Ваншенкина

Этим натерты в свой срок,

В разных залах, но в целях единых - И пленительной скрипки смычок,

И подошвы боксёрских ботинок.

На основе полученной информации продолжите ряд: смола, скипидар, камфора....

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе ДОУ

Цель занятия:
1. Углублять и расширять знания детей о природе разных климатических зон (тайга и пустыня).
2. Закреплять знания детей о некоторых растениях и животных леса и пустыни.
3. Упражнять в совместной командной деятельности (умение совещаться, прислушиваться к мнению товарища по команде, быть выдержанным).
4. Продолжать учить детей давать полные, содержательные ответы на поставленные вопросы.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о телевизионной викторине «Что?
Где? Когда?», о ее правилах.
- Работа с энциклопедическим материалом: чтение детских энциклопедий,
чтение рассказов, сказок, стихов, загадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Чтение рассказов о природе М.Н.Пришвина,
К.Д.Ушинского, Е.Чарушина, Н.Сладкова.
- Настольная игра «Земля и ее жители».
Материалы и оборудование:
- Изображение совы.
- Волчок.
- Эмблемы детям с изображением совы.
- Конверты с вопросами на которых изображены герои сказок.
- Черный ящик в нем черепаха.
ХОД ИГРЫ:
Дидактическая игра: «Слова на «ладошке».

«Я найду слова везде,
И на небе, на воде,
На полу, на потолке
На носу и на руке.
Вы не слушали такого?
Не беда! Играем в слово!» (пустыня, лес).
Воспитатель:
Мы в вами бывали в лесу, много наблюдали на участке, читали книги, Рассматривали картины, поэтому знаем ответы на многие вопросы: «Почему? Отчего? Куда? Что? и Зачем?»
А сейчас - внимание! Мудрая сова приглашает нас в клуб знатоков на игру «Что? Где? Когда?»
Сова живет в лесу, она мудрая, потому что все видит и знает. Сегодня мудрая сова хочет узнать, что вы знаете о природе и подарить вам значок «Юный эколог».
-«А кто же такой эколог?»
-«Можем ли мы быть юными экологами?»
-«Что для этого нужно?»
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек - всю Землю - Можешь только ты,
Разумный человек!»
(звучит музыкальная заставка к игре, за игровой стол приглашаются участники команды - 8 детей. Детей представляют для болельщиков).
Воспитатель: Я хочу напомнить правила игры. Игра проходит следующим образом. Первым вращает волчок ведущий, а затем тот, кто отвечал на вопрос. Ведущий зачитывает вопрос, выставляет конверт на подставку (на конвертах изображены «авторы» вопросов). Вопросы задают герои сказок и мультфильмов. Вы все совещаетесь, а затем после звукового сигнала отвечает тот, кому был задан вопрос, тот на ком остановилась стрелка волчка. За каждый правильный ответ ведущий прикрепляет на грудь ребенка значок: «Юный эколог».
Вопросы викторины
1 .Незнайка: «Какие растения растут в пустыне? Почему в пустыне не растут сосны, ели березы?
2. Черепаха Тортилла: «На столе разложите животных пустыни и леса» (скорпион, верблюд, лошадь, ящерица, лось, рысь, белый медведь).
3. Девочка Колокольчик: «Найдите и назовите среди картинок растения первоцветы. Почему их так называют?» (мать-и-мачеха, ветреница, медуница, ромашка, ландыш).
4. Старик Хоттабыч: (черный ящик в котором находится живая черепаха) «Кто может войти в открытое поле не покидая свой
дом?»
Музыкальная пауза: хоровод «Березонька»
6. Кот в сапогах: «Почему пустыня называется - пустыней?»
7. Буратино: «Недавно я как всегда, взял пшена, семечек и пошел насыпать это в кормушку птицам. Увидела это Мальвина и говорит, что птицам мое угощение сейчас не нужно. Почему она так сказала? Каких вы знаете перелетных птиц?»
8. Красная Шапочка: «Чем отличается лес от пустыни?» Дополнительные вопросы:
- «Каких перелетных птиц вы узнали? Чем они заняты
весной?»
- «Черная, но не смородина, длинная, но не веревка,
Без ног, но не червяк, кусается, но не собака.» (змея)
Как вы догадались?
Воспитатель: «Обратите внимание, сколько знаков «Юный эколог» подарила вам мудрая сова. Значит, я думаю, ей понравились ваши ответы.
Послушайте слова писателя М. Пришвина, который пишет о природе. Мы с вами читали его рассказы.

« Мы - хозяева нашей природы. И она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Викторина на тему: « Экология. Природа. » ( Проводится по аналогии телеигры «Что? Где? Когда? ».

Цель: формировать представление об экологии, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: барабан, конверты с вопросами, призы, портрет совы, конверт с.

письмом от обиженного обитателя леса, чёрный ящик.

Начало игры . Ведущий : А вот ребята пришло письмо от обиженного обитателя наших лесов. Правда, наверное не все его видели, в лесу – встреча с ним редкость, а вот на картинках, в книгах, в сказках он часто встречается. Что же случилось? (читает письмо)

« Ох не любят меня люди! Голос мой им не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь я за лето уничтожаю тысячи полёвок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все кто булочки и пирожки любит, уважать обязаны. И нечего «страшилищем» выставлять и детей мною пугать.

Умные люди уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, и мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной игры «Что? Где? Когда? ». Узнали, ребята, от кого это письмо? Правильно, от совы.

И этот портрет сегодня будет эмблемой нашей игры. (прикрепить портрет совы)

Вопросы к игре:

    Почему птицы улетают на юг? (нет корма).

    Как принести воду в решете? (заморозить её).

3. У кого каждый день растут зубы? (у бобра).

4. Как уберечь растения, занесённые в красную книгу? (не рвать их охапками, создавать заказники в местах их произрастания, разводить в садах и огородах).

5. «Гнус» - что подразумевается под этим словом? (мелкие кровососущие летающие насекомые – комары, мошки).

6. Зачем птицы поют? (поют лишь весной самцы. Своей песней как бы устанавливают невидимую, зато слышимую границу участка. Кончится весна, обзаведутся семействами, тут и песням конец).

7. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. Что это? (лиственница).

8. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые, и почему?

(раньше насекомые, которые служат пищей для летучих мышей).

9. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?(шум пугает птиц и лесных обитателей, и они могут покинуть насиженные места).

10. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах птиц?(птицы могут бросить гнёзда, и из яиц не выведутся птенцы).

11. Что такое «серный дождь» (на лужицах пыльца деревьев).

12. Зачем деревьям кора? (защищает от повреждений, по ней идут питательные вещества образовавшиеся в листьях – к корням, цветкам, плодам)

Блиц-вопросы:

    – какое топливо добывают на болоте? (торф)

Самое высокое животное? (жираф)

Детёныш ещё не родился, а уж отдан на воспитание. Кто это?(кукушонок).

2. – какое домашнее животное может выпить, не отрываясь, несколько вёдер воды?) (верблюд)

Чем питаются бабочки? (нектаром цветов)

Где строит своё гнездо кукушка? (нигде).

Чёрный ящик: 1. Сидит- зеленеет, падает-желтеет, лежит- чернеет. (лист).

2. Какие звери летают? (летучая мышь).

Оборудование : картонный круг, разделенный на секции, в центре круга - стрелка, по краям - конверты с вопросами; «черный ящик»; семена овса, пшеницы, гречки, фасоли, ржи, бобов; открытки с изображениями листьев, грибов, бабочек, растений; запись песен о природе; голоса птиц в записи; плакаты по охране природы.

I. Конкурс «Общие вопросы».

Звучит песня о природе, бережном отношении к ней.

Команды объявляют свои названия, девизы, защищают свои эмблемы. Занимают места за столами, разыгрывают право первого вопроса. Кружится волчок и указывает стрелкой на конверт, где лежит вопрос. Ведущий называет количество баллов за правильный ответ. Каждая команда отвечает на два вопроса. (1 минута на обдумывание.)

Вопросы в конвертах:

1. Что такое экология?

2. Что такое экологический взрыв?

3. Какие самые основные законы природы вы знаете?

4. Что такое кислотные дожди?

5. У кого глаза - бинокли?

6. Какие рыбы носят на носу оружие?

7. Назовите цветы, носящие женские имена?

8. Как называется модель Земли?

9. Что такое экологическая катастрофа?

10. Кого называют «охотниками», «рыболовами», «разбойниками».

11. Почему желтеют листья?

II. Конкурс «Плакаты о защите природы».

III. Конкурс «Черный ящик».

Под музыку выносят «Черный ящик». Капитаны по очереди достают пакеты с семенами, ведущий задает вопросы. Далее команды обдумывают вопросы и дают ответы.

IV. Конкурс песен о природе (домашнее задание). (Песни для разучивания с детьми см. в Приложении.)

V. Конкурс «Узнайте по рисункам - чьи следы?».

Ответ:

1) след медведя;

2) след лося;

3) след волка;

4) следы лисицы;

5) следы белки;

6) следы зайца русака;

7) следы зайца беляка.

VI. Конкурс капитанов.

Вопросы и задания:

1. Узнайте по иллюстрации растение?

2. Назовите лекарственные растения.

3. Кто летает, а не птица?

4. У кого зубы в желудке?

5. Назовите ядовитые грибы.

6. Почему грач прилетает первым?

7. Когда на березе растут леденцы?

VII. Сценка из жизни животных и людей (домашнее задание).

VIII. Конкурс болельщиков.

1. Где у кузнечика уши?

2. Кто собирает яблоки спиной?

3. У кого щеки вместо мешка?

4. Какие часы плавают по реке?

5. Чьи листья опадают зелеными?

6. Почему растение называется «Мать-и-мачеха»?

Подведение итогов.

Игра проходит в один тур. Принимают участие команды по 6 человек с 6 по 11 классы. В команде выбирается капитан, он представляет отвечающего или отвечает сам, если у команды нет ответа.

На доске табло с номерами вопросов по восьми номинациям.

Табло соревнований

Экология

Ботаника

Зоология

Анатомия

Биоразно

Краеведение

Ход игры

В самом начале игры звучит музыкальная композиция, потом жеребьевка и капитаны тянут номер, кому начинать первым. Потом номер и номинацию называет команда, которая дала правильный ответ.

Игра началась. Продолжительность игры - 1 час, через 30 минут - пятиминутный перерыв.

Учащиеся могут отдохнуть и произвести замену игроков.

Капитаны команд встают, называют номинацию и номер вопроса (например, эрудит 4). Ведущие зачитывают вопрос, дается время на обдумывание - 1 минута, после этого слушаются верные ответы по первым поднятым трем рукам трех команд. Потом зачитывается правильный ответ. Если команда правильно отвечает, ей дается 1 балл (см. специальное табло):

Во время паузы учащиеся показывают музыкальный номер «Маленькая страна».

По окончании игры (продолжительность - 1 час) подводятся итоги.

Из команд-победительниц формируется районная команда- победительница для дальнейшей игры на городском конкурсе в ГорСЮН.

Всем удачи и побед!

(Вопросы по игре прилагаются)

Экология

1. Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная. типична для умеренных широт, песец живет в тундре. Почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно различаются по величине ушей? (Температура среды оказывает существенное формообразующее влияние на животных из близких в систематическом отношении видов с постоянной температурой тела, наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела, поскольку они отдают в окружающую среду наибольшее количество тепла)

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Членистоногие на поверхности моря, особенно в полосе прибоя, встречаются очень редко, но зато они обильно представлены в пресных водах. Назовите возможные причины, мешающие насекомым жить на поверхности моря. (Морская вода в полосе прибоя богата поверхностно-активными веществами, вырабатываемыми водорослями, которые создают пену, служащую настоящей ловушкой для насекомых. Появляющаяся при волнении моря пена снижает поверхностное натяжение, и насекомые не могут удержаться на поверхности воды)

5. На некоторых участках степных заповедников выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргументируйте. (Сообщества степей формировались под постоянным воздействием стравливания дикими копытными животными (прежде всего турами). Степь, огражденная от выпаса (такие опыты неоднократно проводились), резко меняет свой облик. Исчезают многие разнотравья, появляются новые, накапливается толстый слой остатков растений.

Поэтому сенокошение, являясь имитацией стравливания, крайне необходимо для сохранения растительных сообществ степи при отсутствии диких копытных животных. Однако сенокошение, в отличие от стравливания, происходит не избирательно и одномоментно.

Ограниченный выпас сельскохозяйственных животных также может заменять положительное влияние диких копытных на степное сообщество)

6. Семья шмелей состоит в среднем из 100 рабочих особей, совершающих в погожий день не менее 20 вылетов. За каждый вылет шмель посещает приблизительно 240 цветков. Сколько цветков может опылить семья шмелей за один месяц? На основании подсчитанного сделайте вывод о значении шмелей для насекомо- опыляемых цветковых растений. (Семья шмелей опыляет в день 10-12 млн цветков. Пчелы одной семьи в день опыляют не менее 360 млн цветков. Поэтому общественные пчелы как опылители имеют исключительное значение. Связи насекомых-опылителей с цветковыми растениями, развивавшиеся в течение длительной эволюции, постепенно выразились в такой зависимости, что их раздельное существование невозможно)

7. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где четвероруких обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный длиннохвостый макак за день собирает до 1400 орехов)

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (В анютины глазки)

4. Какое растение Карл Линней назвал пищей богов? (Какао)

5. Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», то есть цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем. (Василек)

6. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение? (В Зеленую книгу спасенных)

7. Какое растение утверждает, что является моющим, чистящим средством? (Ягель-ягель)

Зоология

1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира)

2. Плавают ли муравьи? Если да, то как далеко? (Да, могут реку переплыть)

3. Какой паук является страшным врагом верблюда? Почему? (Ядовитый паук - каракурт. После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным)

4. Широко распространенное на Земле животное? (Крыса)

5. Какой породы была собака:

В рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц)

В рассказе А. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)

В повести Д. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? (Фокстерьер)

В повести Джека Лондона «Белый клык»? (Смесь волка с собакой)

6. Какие насекомые сами умеют делать бумагу, а потом из нее строят себе жилища? Как они это делают? (Шершни, осы. Они вырабатывают бумагу из древесной массы, соскабливая дерево челюстями и смачивая его клейкой слюной, из полученной бумаги и мастерят себе гнездо)

7. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

Анатомия

1. Когда Петр I приказал по утрам чистить зубы, боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!» Почему? (Заморский в то время сахар стоил дорого и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят)

2. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека - девиз китайских медиков уже 30 веков»)

3. В борьбе за здоровое питание дошли до того, что пишут о его отсутствии даже на бутылках с растительным маслом, где его не может бьггь по определению. О каком веществе идет речь? (О холестерине, который содержится только в животных жирах)

4. Для дачи наркоза человеку на лицо накладывают маску. Можно ли усыпить таким способом насекомое? Почему? (Нет, у них дыхальца - на брюшке)

5. Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике - ночник)

6. На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

7. В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. Что это за злак? (Ячмень)

История

1. Какой сорт сливы назван по имени французской королевы? (Ренклод)

2. Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. Какой? Почему? (Гвоздику. Она использовалась как дезодорант еще с III века до н. э)

3. С 1 января 1991 г. страны-члены ЮС признали ее фруктом, чтобы Португалия могла производить и продавать конфитюр из нее. Что это за плод? (Морковь)

4. Каждую осень в американском штате Нью-Хемпшир проходит регата на этих гигантских выдолбленных плодах с мотором и парусом. Что это за плоды? (Тыквы)

5. Какие бобы у ацтеков во времена Монтесумы служили деньгами? (Какао-бобы)

6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? Почему? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

7. Какой современный стиль плавания носит имя насекомого? (Баттерфляй - бабочка)

Биоразнообразие

1. Из какого дерева были изготовлены:

Скипетр Юпитера? (Из дуба)

Троянский конь? (Из ели)

Стрелы Амура? (Из кедра)

2. Назовите минералы, которые связаны с растениями. (Гранат, цитрин, березит, моховик, горный лен)

3. Название какой страны переводится на русский язык как «птичий хвост»? (Уругвай, в Южной Америке)

4. Эндемиками какой страны являются попугаи розеллы? (Австралии)

5. На каком континенте нашли волосатую лягушку? (В Африке, но это не шерсть, а выросты кожи, они помогают лягушке дышать под водой)

6. Назовите грушу с высоким европейским дворянским титулом? (Дюшес - сорт крупных сочных южных груш. Дюшес - по-французски «герцогиня»)

7. Вика и Виктория - так могут называть одну и ту же девочку. В растительном мире тоже есть вика и виктория. Одно ли это растение или разные? Если да, назовите семейства. Что вы о них знаете? (Вика - травянистое растение семейства бобовых; Виктория - водное растение семейства кувшинковых с цветками диаметром 25-35 см, распускается перед закатом белой, как снег, на второй день - розовеет, на третий - становится алой)

Краеведение

1. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)

2. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы - долгую жизнь, лисы - хитрость. А что символизировала маска козы? (Плодородие)

4. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

5. Раньше казаки вместе с лошадью в стойле держали козла, запах которого отпугивал небольшого зверька. Какого? Чем он мог навредить лошади? (Ласка, бегая по спине лошади, пугала ее. Лошадь металась, покрывалась потом, который слизывал зверек, так как ему не хватало ряда солей)

6. В голодные годы в муку добавляли размолотую траву. Какую? (Лебеду)

7. Чтобы выполнить указ Екатерины II о развитии этого производства в нашем крае, государство поощряло крестьян: платило немалые деньги, навсегда освобождало крестьян от рекрутства, даром землю давало, снабжало машинами. Но все без успеха. Какого производства лишился наш край? (Шелководства)

Эрудит

1. Какой плод таможенники предлагают съесть подозреваемым в перевозке наркотиков людям, направляя на рентген желудка в случае отказа? Почему? (Ломтик лимона, употребление лимона провоцирует выделение желудочного сока, который может растворить упаковку и вызвать смерть «глотателя»)

2. Эфирное масло какого цветкового растения идет на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»? (Жасмина, но только из французского города Грас - столицы парфюмерии)

3. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по 2 в пучке, а у кедровой - по 5)

4. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

5. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? (Из водорослей)

6. Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть)

7. В честь какой богини получила латинское название полынь? (В честь Артемиды - богини охоты, луны, плодородия, деторождения и врачевания. Полынь - артемизия - трава здоровья)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: